Найти тему
Картины рассказывают...

С.А.Сорин. Портрет Ванды Вейнер

Художника Савелия Сорина (1878—1953) называли «трижды прославленным». Сначала он прославился как портретист на родине, в России. Потом, когда после Октябрьского переворота ему пришлось эмигрировать во Францию, он и там добился большого успеха и прославился. Наконец, спасаясь от фашистского нападения, он переехал в США, где его причислили к «Галерее величайших художников Америки».
К сожалению, на Родине со временем его имя старалась "стереть". А как же иначе? Эмигрант. Да и его портреты совсем не вписывались в понятие "социализма". Его жизнь - настоящий роман. Но главное, конечно, его картины, созданные за долгую жизнь.

Портрет Ванды Вейнер написан написан художником в 1916 году.

"Более шестидесяти портретов (вместе с «театральными») – это только то, что мне удалось найти (т.е. примерно пятая часть от реального числа ) – написано за шесть лет после возвращения из Парижа до 1917 года. Эта цифра говорит о большой трудоспособности и о возрастающей популярности художника Савелия Сорина", - пишет Владимир Григорьевич Сорин, внук художника, уже долгие годы занимающийся изучением творчества деда.

Портрет Ванды Вейнер, размером 93,5х68 см, выполненный сангиной, соусом и белилами, находится сейчас в Музее Личных Коллекций в Москве. Одна из немногих картин Сорина, находящихся в России.
Чувственность, изящество, грациозность дамы. Прекрасно о ней написал поэт Роланд Баррот в стихотворении "ПОРТРЕТ ВАНДЫ ВЕЙНЕР", входящем в книгу "Осколки".

Коричневая Ванда
с распахнутым плечом.
Скрипач играет рондо.
А сердце сургучом
приплюснуто к портрету.
Ты смотришь на меня…
Я подхожу к мольберту.
Не опускай глаза…
Ты смотришь с любопытством:
«Что дальше, дорогой?»
Но это же бесстыдство,
Скорей плечо укрой.
И сядь, прошу, скромнее.
Не вызывай озноб.
Орел летит к Персею.
По телу дрожь ползет
мужского вожделенья.
Ах, Сорин! Ах, С.А.
В кого ты, Ванда Вейнер,
сегодня влюблена?

Именно на него вывел меня поисковик, когда я начала искать информацию о том, кем же была эта Ванда Вейнер.
А потом все оказалось сложнее, чем я думала вначале. Вроде бы информации для поиска вполне достаточно. Имя известно - Ванда Вейнер. Год создания картины - 1916. Место тоже не секрет - Петербург (в это время С. Сорин творил в этом городе).

Но дальше все оказалось не просто. Не такой уж известной личностью была эта Ванда Вейнер, чтобы интернет уделил ей много внимания. Весь материал пришлось добывать, как говорится, "по крупицам", из разных источников, чтобы составить (не скажу, что целостную, но более-менее информационную) картинку.

Даже точно неизвестна дата ее рождения. Указываются приблизительные года - предположительно между 1852 и 1910. Конечно, такой разрыв не оправдан. Известно, что в 1910 году у Ванды Вейнер родился сын. Но об этом чуть позже. Так что дату рождения героине нашего исследования отнесем ко второй половине 19 века.

Зато я нашла имена родителей Ванды. Отец - Быховец Игнатий Николаевич. Мать - Н. Нурок.
БЫХОВЕЦ ИГНАТИЙ НИКОЛАЕВИЧ (кон. 19 - первая половина 20 в.), инженер-строитель. Главный начальник строительства железной дороги Пермь-Екатеринбург (через Кунгур). Автор проекта и строитель (1899) Камского железнодорожного моста (реконструирован), вокзала станции Пермь-II(перестроен). Строил и проектировал жилые дома, служебные здания, платформы в Кунгуре, Шале, Янычах, Кордоне, Кедровке. (информация из энциклопедии "Пермский край").
У Ванды (урожд. Быховец) было два брата - Игнатий и Вацлав.
Быховец Игнатий Игнатьевич (1891-1920) Ротмистр. Эвакуирован до августа 1920 из Батума [Волков С.В. Офицеры арм.кав. М.,2002].
А Вацлав Игнатьевич был выпускником Александровского лицея в 1908 году. Потом корнетом 17-го гусарского Черниговского полка; убит в бою под Ровно 5 августа 1914 г.

Мать же Ванды, урожденная Нурок, была родной сестрой Матильды Ивановны Витте, второй жены графа Сергея Ю́льевича Ви́тте — министра путей сообщения , министра финансов, председателя Комитета министров, председателя Совета министров. В общем, "большого человека". История их любви - занимательнейшая история, которая вызвала в свое время большой скандал в Петербурге.

Семьи Витте и Быховцы поддерживали между собой отношения. Ванда, до замужества, то ли гостила, то ли жила в доме Витте в Петербурге. Имеется письмо С.Ю. Витте от 1893 года, хранящееся в фондах Российского Государственного Исторического Архива, своей жене, М.А. Витте, где он описывает посещение театра с Вандой Быховец. Высокий покровитель "выводил" молодую Ванду в свет.

В книге воспоминаний Николая Владимировича Буторова "Прожитое" нашла упоминание о Ванде Быховец: " И вот как-то в разговоре в том же Лицейском клубе выяснилось, что Вейнер (Вейнер, брат издателя «Старые Годы», был женат на Ванде Быховец, имев­шей в своё время успех)..."

Вот мы и подошли к мужу Ванды. Им был Николай Петрович Вейнер, младший сын Петра Петровича Вейнера, личности в России в те годы известной. Родился Н.П.Вейнер 31 августа 1888 года.

Отец его, Петр Петрович Вейнер, был крупнейшим пивозаводчиком Астрахани. В Общем гербовнике Всероссийской империи "Дворянские роды", том 2 за 1890 год на стр. 761 имеется запись:

В 1883 году Николая Петровича еще не было на свете. Но при своем рождении он сразу же получил титул потомственного дворянина.

Известно, что Н.П. Вейнер учился в Александровском лицее в Петербурге, о чем есть запись в списке выпускников за 1908 год. В это же время в Александровском лицее учился и Вацлав Быховец, брат Ванды. Так и хочется предположить, что через него и познакомились Николай и Ванда.

Время их бракосочетания не известна. Но произошла она до 1913 года. Нашла запись в полковых метрических книгах Черниговского полка:
"ЦГИА дело 1426 страница 35 запись 1,2
Дата рождения « 09 » января 1913 г. Дата крещения « 22 » января 1913г.
Георгий и Николай, близнецы Родители: корнет 17 драгунского Черниговского полка Вацлав Игнатьевич Быховец, римско-католического вероисповедания, и его законная жена Елисавета Георгиева, православного вероисповедания
Крестные: действительный статский советник Игнатий Николаевич Быховец и вдова действительного статского советника Мария Борисова Романова; ротмистр 17 драгунского Черниговского полка Борис Владимирович Касалохин (?) и
жена потомственного дворянина Ванда Игнатова, православные"
В 1913 году Ванда стала крестной матерью близнецов брата - Вацлава Игнатьевича Быховца, уже будучи замужней дамой.

Да еще по некоторым данным у Николая Петровича и Ванды Игнатьевны в 1910 году родился сын Николай, сведений о котором, увы, я так никаких и не нашла.

Также по моим предположениям, молодые супруги Вейнер жили в Петербурге. Об этом говорит и портрет кисти С.Сорина, и небольшая цитата из упомянутой мною книги Буторова "Прожитое":

"Случайно оказавшись под крылышком такого известного большо­го ресторана как «Донон», Лицейский клуб (он занимал отдельное по­мещение в том же доме на Мойке) продолжал незаметно спокойно су­ществовать. Всё же неприятности, сыпавшиеся как из рога изобилия, неизменно обрушивались на несчастного «Донона». И вот как-то в разговоре в том же Лицейском клубе выяснилось, что Вейнер (Вейнер, брат издателя «Старые Годы», был женат на Ванде Быховец, имев­шей в своё время успех.) (64-й курс Александровского Лицея, выпуск 1908 года), занимавшийся куп­лей-продажей золота, боится налёта грабителей, так как находится в периоде отыскивания покупателя на имеющееся у него золото, и соби­рается нанять для дежурства по ночам охрану.
Недолго думая, Шульце (Шульце — Павлоградский гусар, доктор философии Гейдельбергского уни­верситета; зверски убит проводниками при переходе Финляндской границы.), однокурсник по Александровскому Ли­цею Вейнера, и я ему предложили для охраны себя и наших друзей по разгребанию снега. Вейнер согласился платить каждому за ночь по 25 рублей, и мы составили две группы по четыре человека, которые дол­жны были ежедневно посменно у него дежурить (ему принадлежал дом на Сергиевской улице) с 8 часов вечера до 8 часов утра, имея при себе свои револьверы. Предполагалось, что в случае налёта мы будем защи­щать Вейнера и его золото всеми способами, включая и использова­ние наших револьверов. Другими словами, наше пиковое в монетном отношении положение заставляло в тогдашней обстановке заведомо рисковать нашими шкурами.
Время в доме Вейнера мы проводили весьма приятно. Аккуратно являясь к 8 часам вечера, мы сразу же садились играть в бридж и игра­ли до утра добрый месяц без какого бы то ни было неприятного ночно­го инцидента. Наконец Вейнеру, видимо, надоело ежедневно нам так зря платить за наш бридж по 100 рублей и, сказав, что нашёл покупате­ля, что всё сговорено и всё в порядке, предупредил, что со следующего вечера охрана ему не нужна.
В общем, хотя и жалко было прекращать такое приятное время­препровождение, нас скорее устраивало покончить с игрой с огнем, тем более что помещения для кафе и антикварного магазина были найдены (на Караванной улице, недалеко от Михайловского манежа) и разреше­ния получены. Зайдя через два-три дня в Лицейский клуб, я услышал рассказ, что в назначенный день и час к Вейнеру действительно явился его покупатель, но, выждя чтобы золото было выложено на стол, этот покупатель предъявил свою карточку комиссара и, забрав золото, отвез Вейнера в тюрьму. Смеха над бедным Вейнером было много".
Эти воспоминания относятся к 1918 году. Значит, революцию 1917 года семья Вейнеров встретила в Петербурге.

Что же с ними случилось потом? Опять только предположения. Известно, что братья Николая Петровича - Петр и Аркадий, а также его сестры Зинаида и Лидия были репрессированы. Он же вместе с семье, наверное, эмигрировал в Париж. Потому что в генеалогической информации отмечено, что умер Николай Петрович в Париже в 1950 году.

Даты и места смерти Ванды Вейнер я нигде не нашла. Но в одном исследовании о творчестве художницы Зинаиды Серебряковой я натолкнулась на информацию:

"Некая богачка Ванда Вейнер заказывает Серебряковой портрет, но какой! Весьма потрепанная дама с длиннейшим носом и мешками под глазами пожелала стать хорошенькой, молоденькой, укоротить нос, уничтожить мешки. И Серебрякова превратила ее в молодую и модную парижанку..."

Случилось это уже после 1924 года, когда Серебрякова уехала во Францию. Была ли то героиня нашей истории или нет, сказать наверняка нельзя. Всего лишь допущение, учитывая не слишком распространенные имя и фамилию.
Что это за портрет, написанный Серебряковой, я тоже не определила.

Вот такая история женщины, изображенной на портрете художника Савелия Сорина.