Проказа на протяжении всей ее долгой истории была окутана множеством страхов и несправедливостей, представляя собой историю морального и физического уничтожения больных.
Прокаженных считали "нечистыми".
А болезнь их - карой за совершенный грех.
Их испокон веков изгоняли и изолировали от общества, запрещали любые контакты со здоровыми людьми, заставляли ходить с непокрытой головой в изорванной одежде и извещать о своем появлении выкриками "нечистый, нечистый, нечистый" или звоном повешенного на шею колокольчика.
Однако юридическое отделение прокаженных от общества произошло в VI в. во Франции. Для этих целей создавались специальные дома – лепрозории.
Там же, во Франции, прокаженных приговаривали к земной смерти.
Для чего несчастного отводили в церковь, клали в гроб и служили по нему живому заупокойную.
Затем его отпускали на кладбище в могилу и сбрасывали на него несколько лопат земли, символизировавших его смерть для всех живых людей.
"Живой мертвец" никогда больше не возвращался в свою семью.
Семьей для него становились такие же больные прокаженные и по личной воле ухаживающие за ними монахи учрежденного в XII в. ордена св. Лазаря, положившего начало распространившемуся термину «лазарет».
Разыгрываемая смерть прокаженных для живых символизировала собой и социальную смерть больных.
И лишала их права на какую-либо защищенность.
К примеру, в апреле 1321 года на юге Франции по приказу короля Филиппа V тысячи прокаженных, обвиненных в сговоре с евреями с целью отравления колодезной воды проказой и свержения правительства, ловили по всей стране, подвергали пыткам, судили за измену и приговаривали к сожжению на костре.
Практически за один момент Франция превратилась в обезумевшую толпу, свершавшую самосуд над больными.
В одной только провинции Лангедок за один день было сожжено 600 человек, половина из которых только подозревалась больной проказой.
И только в 1338 году невиновность прокаженных была признана папой.