Найти тему
Нетипичный Дипкун

Эксперимент без результата

Из найденного заводского документа под названием "План работ по серии М-408А" от 02.04.1966:

"Предыдущий опыт постройки машин с кузовом гран-туризмо показал, что выполнение основных кузовных панелей из цветных материалов позволяет облегчить вес изделия "кузов в сборе" на 40%... Ввиду непригодности обеих опытных образцов М-408 /гран-туризмо/ к дальнейшим испытаниям из-за исчерпания ходового ресурса и нецелесообразности их восстановления, цеху экспериментальных автомобилей предписывается приступить к изготовлению двух образцов М-408А по утверждённой Отделом главного конструктора документации".
Из заводской карточки на автомобиль Москвич-408А с кузовом №Э-1А:
"Двигатель: М-408 №072926 (зачёркнуто) замена на М-412 №Э-44"
"Кузовные панели выполнены из аллюминиевого сплава серии *зарисовано чернилами*"
"Пробег / 14.06.1967 / 109 920 км"
"Пробег / 01.08.1968 / 198 000 км"
"Проведён полный цикл ресурсных испытаний, автомобиль передан на утилизацию 02.10.1968"

Как выяснилось из найденных обрывков документов, были построены всего три машины Москвич-408А - два двухместных купе с кузовами из аллюминиевых сплавов, и в середине 1968 года - внеплановое купе с кол-вом мест 2+2, где салон был установлен от одной из старых опытных машин в кузове гран-туризмо. Первые две машины были утилизированы в 1968-1969 годах, следы третьей затерялись.

Опытные "Москвич-408А" были прямым продолжением знаменитого "Туриста", однако в отличие от него их лучше подготовили к серийному выпуску - в плане завода на 1968 год значится выпуск опытно-промышленной партии 20 автомобилей, 18 из которых должны были поступить в распоряжение "Автоэкспорта", а 2 - специально для финской компании Konela. Поскольку испытания завершились лишь ближе к осени, план был скорректирован - на этот раз ОГК решил выпустить в 1969 году партию из 10 машин, а к 1970 году подготовить комплект документации и провести испытания модели М-412А, которая отличалась установкой соответствующего 1,5 л двигателя.

В начале зимы 1969 года был резко свёрнут. В заводских документах не говорилось о причинах такого решения, однако согласно воспоминаниям сотрудников ОГК/УКЭР, точку на 408А/412А поставили военные. Оказалось, что сплав, который был задействован для создания кузова, использовался в оборонной промышленности, а НИИ цветных металлов, который помогал в изготовлении кузовных панелей лишь по ошибке получил разрешение на эту работу - престарелый академик, помнивший ещё царствование Александра III, подмахнул не ту бумагу. Институт наконец нашёл повод отправить его на почётную пенсию, военные удостоверились, что образцы сплава не попадут в производство, а МЗМА... МЗМА, вернее тогда уже АЗЛК, оставалось только положить чертежи на полку и закрыть проект. Некоторое время сохранялась надежда, что удастся подобрать другой подходящий материал, не такой "засекреченный", однако все силы опытного цеха тогда уже были брошены на постройку опытных М-2141 серии 3-5, и о постройке новых образцов купе на базе устаревшей модели уже не могло идти и речи - как планировалось тогда, уже в 1973 году на новенькой промплощадке №2 будут запущены в выпуск новые, большие "Москвичи". Чем закончилась эта история, читателю известно.
В настоящий момент, всё что напоминает о проекте М-408А - несколько заводских карточек по опытным образцам, ворох приказов главного конструктора и чертежей, и неказистая временная форма для отливки шильдиков "412А", найденная админами
@cars_from_ussr в одном из административных корпусов АЗЛК уже в 2000-х годах, когда завод остановился.
Рисунок, сделанный по устному описанию Дмитрием Гресовым впервые был показан в группе
Pro-tech Custom Design.