Студенты-программисты «Школы 21» знакомятся с новыми языками
У рядовых студентов учебный год начинается 1 сентября, а у «старших» студентов-программистов «Школы 21» Сбербанка («АВ» рассказывал об этом проекте) — 1 апреля. Но сказать, что это новая жизнь с понедельника, будет не совсем верно. Она началась месяц назад с «бассейна» — первого этапа экспериментальной программы школы для тех, кому за 50 (до этого в нее принимали только студентов от 18 до 30 лет). Заявки на участие в проекте подали около 50 человек. Посвятили месяц интенсивному обучению 12 из них. Из «бассейна» вышли 8.
«В «бассейне» стресса меньше, чем в бизнесе»
Андрей Азерников — предприниматель. Ему не удалось привлечь инвестиции в новый проект. Тогда он и решил оставить бизнес и стать программистом. Ранее в рабочей деятельности он сталкивался с мобильным приложением для ресторанов, даже пытался его продвигать. «Я пришел узнать, как все это работает, — рассказывает Андрей Азерников. — Несколько раз я менял профиль работы. По образованию я инженер военной авиации, потом занимался торговлей мебелью, а затем работал в общепите. Когда ушел из бизнеса, подумал: почему бы не получить еще одну профессию? А «Школа 21» — один из ведущих образовательных проектов в сфере IT».
По его словам, методики обучения в сочетании с интенсивной подготовкой позволяют быстро получать знания. «Глядя на молодых ребят, которые тоже пришли с нуля, я не замечаю разницы в наших темпах обработки информации и получения знаний. Уверен, что можно стать хорошим специалистом в достаточно короткие сроки. Программист — очень востребованная профессия. И можно даже без предпринимательства — я спокойно отношусь к наемной работе», — добавил он.
Бизнес-закалка помогает справляться со стрессовыми ситуациями: «В «бассейне» стресса гораздо меньше, чем в бизнесе, потому что ставки другие. Если абстрагироваться от процесса — набора баллов и сдачи тестов, — ничем не рискуешь».
«Легкие» работы мне не подходят»
Эдуард Киселев работает один-два раза в неделю курьером в небольшой благотворительной организации — чаще не разрешает врач. Он прошел длительное лечение от рака, из-за осложнений перенес два инфаркта и лишился почки.
«Я инвалид II группы, многие «легкие» работы мне не подходят: грузчиком — из-за физических нагрузок, охранником — из-за суточных графиков. В итоге понял, что остается две профессии — бухгалтер или программист. И когда увидел контекстную рекламу этого проекта, да еще для тех, кому за 50, понял, что это точно мое», — рассказывает Эдуард Киселев.
Он видит себя разработчиком приложений, важно, чтобы работа была связана с общением с людьми. «Поначалу несколько раз хотелось все бросить, казалось, что я совсем ничего не понимаю. Но в один день удалось выполнить две сложные задачи. И я понял, что это реально, просто дело времени», — добавил он.
«Компания приветствует мое обучение»
Виктор Царьков — системный администратор. Научиться программировать хочет, чтобы развиваться внутри компании. Его интересует, в частности, программирование микроконтроллеров. Оно ведется на базовом языке С, с которого начинается обучение в «бассейне».
«Я много лет работал с компьютером, но это всегда была техническая работа — на уровне железа, — делится он своей историей. — Мне, конечно, немного легче, чем многим новичкам: я знаю, что такое файловая система и MAC-адрес, но не хватает навыков программиста. Компании, в которой я работаю, приходится дополнительно привлекать специалистов со стороны, поэтому она приветствует мое обучение. Здесь я понял, что все это можно освоить».
Сейчас его работа связана с облачными технологиями и не требует присутствия в офисе. Виктор Царьков уверен, что, грамотно настроив систему, он будет к ней обращаться раз в месяц.
«Я и в школе любила биться над задачками»
Галина Ибрагимова — единственная женщина в команде. По образованию — врач-биофизик, в профессии более 30 лет: защитила кандидатскую, написала ряд научных статей. Но в 57 лет поняла, что работа в лаборатории — не ее. Сидеть дома с внуками — тоже не вариант. Значит, самое время исполнить мечту — стать программистом.
«Изначально хотела поступать в Бауманку на «Информационные системы», но ошибочно ушла в медицину, — признается она. — Силы есть, голова еще работает — почему бы не попробовать себя в области, которая мне очень нравится, но прошла мимо меня?» — рассказывает Галина.
По словам женщины, в программировании ее увлекает процесс: «Понять логику, найти решение, а не только конечный результат — создать робота или мобильное приложение». «Я и в школе любила биться над задачками. А какая именно передо мной стоит, не так важно», — замечает она.
От штукатурки — к нейронным сетям
Андрей Панферов занимался декоративной штукатуркой. Но сферу деятельности пришлось сменить после того, как около года назад у него обнаружили диабет 1-го типа. «Я понял, что кардинально изменилась концепция образования, — делится он впечатлениями от обучения. — В мое время она сводилась к тому, чтобы «знать», потом — «знать и понимать», а сейчас дополнилась еще «знать, где взять знание».
Предмет его интереса — машинное обучение и нейронные сети. «Нейронные сети, к примеру, лежат в основе создания беспилотных автомобилей, которые сейчас запускает «Яндекс», — перечисляет бывший штукатур. — Или вот пару месяцев назад в Канаде родители девочки-подростка подали в суд на интернет-компанию из-за того, что на ее компьютере появилась контекстная реклама товаров для беременных. Думали, что семью компрометируют. После сдачи анализов, однако, оказалось, что она действительно беременна. Компьютер определил это по ее предпочтениям — на что она смотрит, какие товары выбирает. Все это работа нейронной сети».
«Возраст — скорее преимущество»
Шанс пройти «бассейн» получили все, кто подал заявку. Около 50 человек. В итоге посвятить месяц интенсивному обучению смогли 12 человек, «бассейн» прошли 8.
Пока абитуриенты только перешли в разряд студентов «Школы 21», и о трудоустройстве думать рано. Велики ли их шансы потеснить молодежь в этой перспективной профессии? На этот вопрос ответила директор «Школы 21» Светлана Инфимовская: «Вопрос не в возрасте, а в квалификации. И если сейчас большинство компаний по Java и Data Science сняли требование по наличию высшего образования, не думаю, что для них будет проблемой взять сотрудника старше 50 лет, если он компетентен. В этом случае возраст для меня был бы скорее преимуществом».
По ее словам, ни один взрослый абитуриент не бросил занятия, столкнувшись с трудностями: «Стрессоустойчивость, опыт и знания помогают им гораздо больше, чем ребятам, которым 18—20 лет. Это другой уровень мотивации. Так что вера в них только увеличилась».
Мария Елкина