Найти тему
БАЛЕТ 24

Балетный календарь

Родился Сергей Лифарь (1905) - яркий танцовщик, хореограф, теоретик танца.

Заниматься классическим танцем начал поздно, только в 16 лет, в балетной студии  Брониславы Нижинской. После эмиграции во Францию танцевал в «Русских сезонах» Дягилева, где прошел весь путь танцовщика – от участника кордебалета до премьера. «Его искусство восхищало, – вспоминал Александр Бенуа. – Он был первым танцовщиком двадцатого века, все остальные придерживались эстетики девятнадцатого. Меня ослепляла его красота, дивные мускулы и такой размах, порыв танца. <...> Позже в разных странах я видел некоторые балеты, которые ставил Лифарь. Но это уже жалкие подделки. В его же пластике были важны детали внутри пластического текста, благородная манера, акценты, движения музыки, на которые откликается тело. Особая точность деталей и создает стиль, не так ли? Балеты с участием Лифаря сейчас кажутся мне сном». После смерти Дягилева, был приглашен руководителем балетной труппы Парижской Оперы. Лифарь поднимал французский балет, который в то время был в упадке, совмещая должности главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика. Шедеврами стали его балеты «Миражи», «Федра», «Сюита в белом», «Ромео и Джульетта». Одновременно Лифарь серьезно занимался историей и теорией балета. Разработанный им принцип «трех хореографических планов» стал классическим, а монография по истории балета пользовалась большим успехом у профессионалов.
Заниматься классическим танцем начал поздно, только в 16 лет, в балетной студии  Брониславы Нижинской. После эмиграции во Францию танцевал в «Русских сезонах» Дягилева, где прошел весь путь танцовщика – от участника кордебалета до премьера. «Его искусство восхищало, – вспоминал Александр Бенуа. – Он был первым танцовщиком двадцатого века, все остальные придерживались эстетики девятнадцатого. Меня ослепляла его красота, дивные мускулы и такой размах, порыв танца. <...> Позже в разных странах я видел некоторые балеты, которые ставил Лифарь. Но это уже жалкие подделки. В его же пластике были важны детали внутри пластического текста, благородная манера, акценты, движения музыки, на которые откликается тело. Особая точность деталей и создает стиль, не так ли? Балеты с участием Лифаря сейчас кажутся мне сном». После смерти Дягилева, был приглашен руководителем балетной труппы Парижской Оперы. Лифарь поднимал французский балет, который в то время был в упадке, совмещая должности главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика. Шедеврами стали его балеты «Миражи», «Федра», «Сюита в белом», «Ромео и Джульетта». Одновременно Лифарь серьезно занимался историей и теорией балета. Разработанный им принцип «трех хореографических планов» стал классическим, а монография по истории балета пользовалась большим успехом у профессионалов.

Через 27 лет работы Лифарь был уволен. Близкая знакомая Лифаря Нина Тихонова вспоминала: «Конец его случился внезапно. Вчерашнего кумира, воскресившего славу французского балета, творца хореографических спектаклей, многие из которых останутся в истории, автора двух десятков книг о балете, человека, для которого в Сорбонне была создана кафедра и благодаря которой университет принял балет в свое лоно, иностранного члена Французской академии, забыли буквально сразу».