Угроза блокировки счетов компании банком.
Статья полезна директору - при постановке задач финансовому директору/главному бухгалтеру, а также начинающему финансовому директору/главному бухгалтеру.
Непрерывность деятельности - одно из основных признаков жизнеспособности компании. Если раньше ограничить деятельность компании могли ФНС или судебные органы, то сейчас возможностью блокировки счетов пользуются обслуживающие компанию банки.
Ранее основным критерием выбора банка были тарифы и условия, удобство обслуживания, надежность банка. Сегодня на первый план выходит желание и возможности банка обсуждать с клиентами условия блокировки счета по 115-ФЗ.
Банки ответственны перед ЦБ РФ по операциям, которые проводятся клиентами. Банк может быть закрыт ЦБ РФ в соотвествии со 115-ФЗ в результате деятельности клиентов. С учетом того, что за последние пять лет ЦБ сократил список банков почти вдвое, банки стремятся не давать лишнего повода ЦБ РФ. Готов ли банк потерять клиента? Да. Иначе банк рискует потерять свой бизнес.
При очередном изменении законодательства банк может инициировать массовую проверку целого кластера клиентов. Также нетипичная операция может попасть под автоматический фильтр банка, привести к вопросам со стороны банка и последующей блокировке счетов компании.
Особенность работы банков в том, что информирование о необходимости предоставить пакет обосновывающих документов может быть:
🔸 Не отправлено.
🔸 Появится в виде строки в интернет-банке.
🔸 Поступит в виде непонятного смс.
И только при звонке в банк выяснится, что требуется привезти документы по списку, часто - до окончания текущего или ближайшего банковского дня. В противном случае - блокировка счета.
Задача разбивается на две:
➡️ A. Предотвратить
🔸 1. Выберите банк, за которым не тянется шлейф «историй» блокировок по 115-ФЗ. Пользуются положениями 115-ФЗ в работе все банки. Но некоторые банки проявляют повышенную неготовность сотрудничать с клиентами.
🔸 2. Подружитесь с менеджером банка, курирующим счета компании. У клиентов нет возможности связаться с сотрудниками, проводившими блокировку счета. У менеджера есть внутренний номер телефона сотрудников отдела контроля. Или как минимум есть возможность подключить директора филиала/отделения к решению.
🔸 3. Посещайте семинары по 115-ФЗ, проводимые банком; задавайте вопросы в соотвествии со спецификой компании.
➡️ B. Исправить
🔸 1. Немедленно после получения сообщения свяжитесь с банком для уточнения списка необходимых документов. Активно сотрудничайте с банком.
🔸 2. В авральном режиме подготовьте документы.
🔸 3. Отвезите лично пакет документов. В отдельных случаях можно договориться с сотрудником банка об отправке скан-копий документов по электронной почте с последующим предоставлением бумажных документов. При этом потребуется следующий пункт:
🔸 4. Заручитесь поддержкой конкретного сотрудника банка в отделении или в колл-центре. Последующие звонки просите направлять на сотрудника. Сотрудники готовы помогать клиентам в спорных ситуациях - часть должностных обязанностей сотрудников банка.
🔸 5. Получите письменное подтверждение банка, что вопросы сняты. Отсутствие активности со стороны банка не гарантирует положительного результата рассмотрения документов.
К сожалению, разорвать отношения с текущим банком и уйти в другой банк не получится. Банки массово включают в список тарифов на РКО положения, согласно которым при блокировке счета на основании 115-ФЗ банк вправе удержать комиссию 15-30% суммы на счетах компании. Да, клиенты иногда отсуживают потерянные деньги и даже проценты по незаконному использованию денег, госпошлину и оплату услуг адвоката, но это время и нервы. Также клиенты обращаются с жалобами напрямую в ЦБ РФ, но ответ занимает время. Кроме того результат рассмотрения жалобы трудно предсказуем.
При отрицательном решении компания будет включена банком в «черный список» и столкнется с предвзятым отношением других банков.
К сожалению нет ни одного банка, который не использовал бы 115-ФЗ по отношению к добропорядочным клиентам.
Желаю не сталкиваться с запросами банка по 115-ФЗ, а если пришлось, то удачных решений!