Это самый уникальный артефакт в мире. Точно известно и кто его заказал, и год его изготовления, и имя мастера его изготовивший, даже с точностью до гривны, сколько обошлась работа ювелира для настоятельницы Спасо-Преображенского монастыря в 12 веке. Существует несколько довольно точных копий. Полностью известна его история до середины прошлого века. Как не странно, известно всё, кроме одного, где сейчас находится главная реликвия Беларуси – Крест Ефросиньи Полоцкой?
Святая Ефросинья — небесная покровительница Беларуси
Святой крест для белорусской святой
Святая Ефросинья Полоцкая была из княжеского рода правителей Полоцкой земли. В 12 лет она ушла в монастырь, где была настоятельницей её родственница. Девочка получила к тому времени хорошее образование и продолжила его в монастыре. Она переписывала пергаменты в монастырской библиотеке. К тридцати годам она стала настоятельницей крупного женского монастыря, в комплексе которого был построен каменный Спасо-Преображенский храм, сохранившейся и поныне.
Церковь для которой был заказан напрестольный крест
Именно для этого храма и был заказан драгоценный крест, по тем временам – шедевр ювелирного искусства. Изготовленный из присланного из Греции кипариса, он достигал в длину 51 сантиметр. Шестиконечный напрестольный крест был богато украшен по всей длине жемчугом, крупными синими и желтыми сапфирами, изумрудами. Полоцкий ювелир Лазарь Богша украсил крест 21 золотой и 20 серебряными пластинками, каждая из которых представляла иконную миниатюру, выполненную в технике византийских перегородчатых эмалей.
Но главная ценность креста была не в этом. Фигура Ефросиньи Полоцкой не до конца еще изучена историками, но факт, что она вела переписку с европейскими королями и византийскими императорами говорит о многом. И в неспокойный 12 век, она в сопровождении монахинь, без всякой охраны, пешком совершила паломничество в Святую Землю, через Константинополь, встречаясь с русскими князьями, половецкими ханами и крымскими наместниками.
По просьбе Ефросиньи император Византии Мануил Комнин, константинопольский патриарх и король Иерусалимский Болдуин III прислали святыни-реликвии: частицу Креста Животворящего с кровью Христовой, фрагменты Гроба Господнего и гробницы Божьей Матери, мощи святых Стефана и Пантелеймона и каплю крови великомученика Дмитрия Солунского. Ни в одном православном храме мира не было сосредоточено такое количество святынь, как в напрестольном кресте, изготовленном по заказу преподобной Ефросиньи. На кресте было начертано проклятие тому, кто посмеет вынести реликвию за пределы храма.
Точный рисунок настоящего креста святой Ефросиньи
От смоленских князей до Ивана Грозного
Православная святыня привлекала паломников со всего христианского мира. Поклониться кресту приезжали из Киева, Турова, Чернигова, Галича и других городов. Смоленское и полоцкое княжества в 12-13 веке частенько выясняли между собой спорные территориальные вопросы. И вот в один из таких конфликтов, монастырь был ограблен смоленскими князьями, которые, не убоявшись проклятия, увезли крест в свой город.
В Смоленске его поместили в Успенский Собор, который стал местом поклонения православных со всех окрестных княжеств. В конце 14 века Смоленск, вместе с Полоцкомвходят в состав Великого Княжества Литовского и митрополиты полоцкие постоянно пытаются через константинопольского патриарха и светские власти ВКЛ вернуть святыню на её место. Но смоленские церковники, понимая насколько притягателен святой Крест для горожан, всячески препятствуют процедуре возвращения реликвии.
Осада Смоленска московскими войсками
Так продолжалось до 1514 года, когда воспользовавшись слабостью восточных рубежей Литвы, великий московский князь Василий III захватил Смоленск, и по доброй московской традиции увёз святыню в столицу. Есть сведения, что мать Ивана Грозного часто видели молящейся, рядом с крестом святой Ефросиньи. Это и не удивительно, ведь Елена Глинская была дочерью берестейского старосты, с детства слышавшая от своих учителей о самой большой православной святыни Великого Княжества Литовского. Поэтому в чужой стране этот крест был для неё как частичка Родины.
Елена Глинская — мать Ивана Грозного
Скорее всего, именно она привила трепетное отношение к этому артефакту своего сына царя Ивана IV, который не расставался с ним ни во дворце, ни в походах. Неизвестно, чем руководствовался Иван Васильевич, но после взятия Полоцка, после кровавой расправы над раскольниками, которые нашли в Полоцке убежище и монахами бернардинцами, царь решил вернуть захваченную святыню полоцким православным.
Святыня на Родине
При возвращении Полоцка обратно в состав ВКЛ, Полоцкий Софийский Собор становится униатским, но крест остается лежать на своем месте, и доступ к нему разрешен представителям всех конфессий. В 17 веке реликвию старались похитить иезуиты, но по неизвестным причинам, через сутки сами принесли её обратно. При вхождении Полоцка в состав Российской Империи главную святыню снова перенесли на её историческое место, в Спасо-Преображенский Храм.
Войны за Полоцк
Во время войны 1812 года монахи спрятали реликвию и другие ценности от трофейных команд в стене монастыря. Крест покидал своё место, только один раз, когда в конце 19 века его возили в Петербург для каких-то тайных обрядов, совершаемых Иоанном Кронштадским во дворцах великих князей императорской фамилии. За это придворное ведомство передало в дар для ремонта полоцких церквей и монастырей 50 000 золотых рублей.
Пропажа главной святыни белорусского народа
В 1921 году совет комиссаров Полоцка изъял реликвию из монастыря. Но благодаря тому, что она была не из драгоценного металла, её не отправили в Москву вместе с другими ценностями. Первый директор Белорусского государственного музея- Вацлав Ластовский, обнаружил крест в сундуке финотдела, забитого старыми документами в 1928 году, и привез его в Минск. В то время столицу БССР планировали перенести в Могилев, из-за того что Минск был слишком близок к государственной границе СССР. Поэтому из Минска перевозили музейные ценности в Могилев, и частично в Ленинград и Москву на временное хранение.
Изъятие церковных ценностей
Крест Ефросиньи Полоцкой поначалу выставлялся в областном музее, но из-за массового паломничества к реликвии верующих, его переместили в специальную сейфовую комнату обкома партии в Могилеве, где он и был до начала Великой Отечественной Войны. И тут начинается самое интересное. В начале войны, главная православная реликвия Беларуси пропадает. И появляется множество версий, куда она делась.
Официальная версия, что при эвакуации Могилевского обкома КПСС, ценности, находящиеся в сейфовой комнате забыли, где их и обнаружили немцы. Вот взяли и забыли Крест Ефросиньи, драгоценную булаву великих князей, плащаницу царицы Анастасии Романовны, походной трон Екатерины II, золотые ключи Могилева, 24 золотых оклада икон с драгоценными камнями. В сейфовой комнате хранились также золотые украшения из раскопок Помпеи, золотые монеты из дворянских коллекций, драгоценные ордена Российской империи, и несколько десятков книг из магнатских библиотек 15-16 веков в драгоценных переплетах, а также серебряные и золотые сервизы и дворянских имений. Частично это были экспонаты, которые не успели переправить — в музеи Минска, Москвы, Киева и Ленинграда.
Пропавшая золотая булава
Стоит напомнить, что Могилев был захвачен не в первый день войны, и после начала наступления на Могилев, советские части практически больше недели удерживали безопасный коридор на восток, для эвакуации. Вывезли даже ведомости сдачи комсомольских взносов и спиртное и сигареты из буфета железнодорожного вокзала, а ценности якобы забыли. Нет тут логики.
Эвакуация музеев во время войны
К тому же, на сегодняшний день существует три свидетельства людей, которые грузили опечатанные мешки и ящики на два автомобиля, которые с охраной бронеавтомобилей с зенитными пулеметами отправились в Москву. Поразительно, что в одной из кабин в качестве сопровождающего груза сидел сам 1 секретарь ЦК Компартии Белоруссии и Член Военного Совета Западного Фронта — Пантелеймон Пономаренко. Таинственный груз сопровождало на тот момент первое лицо БССР.
В Москве груз доставили на Неглинную улицу, в Госбанк, и после этого ценности из сейфовой комнаты Могилевского обкома — бесследно исчезают. Первым докопаться до истины пытался наиболее уважаемый руководитель БССР – Петр Машеров. По его указанию был сделан запрос в Министерство культуры СССР и Государственный банк СССР, но, как ни странно, эти структуры никак на это не среагировали.
А тогдашний директор Эрмитажа Борис Пиотровский намекнул белорусским ученым, что реликвию надо искать в Фонде Моргана, так как она, якобы, была платой по ленд-лизу. Позже оказалось, что это был ложный след. А Петр Миронович Машеров погиб в автокатастрофе. Больше при БССР эта тема не поднималась.
В первые годы, независимой Беларуси руководством страны были даны указания КГБ Республики Беларусь — начать поиск белорусских святынь. Единственный след был в архивном протоколе бюро ЦК КПБ, где Пантелеймон Пономаренко в 1943 году поручал узнать, в какой из российских музеев было в ноябре 1941 года эвакуировано изделие мастера Богши.
Ненайденные сокровища беларуских церквей
Так почему в 1943 году Пономаренко точно знает, что белорусская святыня находится в РФССР, а в 1946 году директору Могилевскому музея дают выговор по партийной линии, за халатное отношение и оставление огромных ценностей. Кому нужна была эта нелепая маскировка. В Америке белорусской святыни тоже нет, это почти со 100% уверенностью установили сотрудники постпредставительства Беларуси при ООН.
Так почему тщательно скрывается факт нахождения Креста Ефросиньи Полоцкой в России? Знает ли руководство РФ об этом, или это инициатива неких группировок в РПЦ. Всё это будет известно, в ближайшее время. Появились сведения, что руководство Беларуси, готово принять решение — обратиться к швейцарской компании, специализирующей на поисках пропавших артефактов.
Читайте также:
Смотрите также:
Смотрите полезные советы для путешественников по Белоруссии а также информацию о визе в Беларусь.