Если вы решили заказать мобильное приложение, то наверняка хотите, чтобы процесс прошел максимально быстро и затраты были минимальными. Клиенты веб-студий совершают одну и ту же ошибку – они не готовятся к диалогу с подрядчиками. В итоге PM по крупицам вытягивает информацию, необходимую для запуска проекта. Старт отодвигается, а заказчик теряет терпение, время и деньги.
Что же вам нужно сделать перед обращением к разработчикам?
1. Опишите концепцию
Подготовьте краткое описание вашего будущего приложения. Постарайтесь передать основную идею и ключевые возможности. Ответьте на следующие вопросы:
- В чем суть приложения?
- Каковы ваши ожидания от конечного продукта?
- Какой функционал обязательно нужно реализовать?
- Какую пользу принесет продукт потребителям?
Не нужно писать роман в двух томах. Достаточно лаконично и по существу объяснить вашу задумку.
2. Определите целевую аудиторию
Выявление целевой аудитории - один из наиболее важных этапов подготовки к разработке приложения. Так, апп для внутреннего использования будет коренным образом отличаться от продукта, ориентированного на клиентов.
Составьте портрет ЦА по чек-листу:
- Пол.
- Возраст.
- Место проживания.
- Уровень дохода.
- С какими проблемами сталкиваются представители ЦА?
- Какие потребности, связанные с вашим продуктом, возникают у пользователей в повседневной жизни?
- Из каких каналов коммуникации юзеры получают информацию, кто влияет на формирование их мнения о товарах и услугах?
- Как и при каких обстоятельствах потенциальные потребители будут использовать ваше приложение?
Ответы на эти вопросы повлияют на функционал, выбор способов монетизации и дальнейшее продвижение. Например, вы установили, что ЦА – школьники, которые будут заходить в апп на переменах. Значит вам:
- нельзя использовать визуальный ряд 18+;
- следует учесть, что у детей короче пальцы;
- нужно расположить кнопки так, чтобы ребята могли пользоваться приложением одной рукой и телефон не выскальзывал;
- стоит присмотреться к блогерам и еще на этапе разработки начать собирать базу инфлюенсеров;
- следует отказаться от идеи выпуска платного приложения, а сделать ставку на другие способы монетизации.
3 Проведите исследование конкурентов
Если концепция вашего приложения не является нишевой или уникальной, у вас гарантированно будет много конкурентов. Анализ поможет вам оценить целесообразность разработки и отыскать свое место под солнцем.
Составьте список похожих продуктов, определите:
- Почему приложение успешно?
- Почему люди его устанавливают (почитайте отзывы, форумы, фанстраницы)?
- Какой у него функционал?
- Что конкурент транслирует в каналах коммуникации (позиционирование, УТП)?
- Какие сильные и слабые стороны у продукта?
- Какие методы продвижения использует конкурент?
- Как происходит монетизация приложения?
Даже в высоко конкурентной нише есть шанс выделиться. Наглядный пример – игра Empires & Puzzles. Разработчики взяли лучшие элементы других продуктов. На выходе получилась смесь стратегии, фермы, пазлов «собери в ряд» и RPG. Шире охвата не придумаешь.
4. Назначьте ответственных
Если вы представляете организацию, то составьте список уполномоченных лиц и распределите зоны ответственности. Например:
- руководитель компании – утверждение ключевых этапов, финансирование, приемка проекта;
- технический директор – выбор и обоснование платформы, утверждение технических моментов;
- директор по маркетингу – разработка стратегии продвижения, выбор формата монетизации;
- отдел по реализации проекта – поиск подрядчиков, переговоры, контроль промежуточных этапов разработки;
- юристконсульт – составление договора на предоставление услуг и NDA.
Частным лицам мы рекомендуем привлечь несколько специалистов со стороны. Как минимум - технического консультанта и юриста.
5. Определитесь - разработать или купить долю
Имейте в виду, не обязательно заказывать разработку с нуля. Возможно, вам будет выгоднее инвестировать в чужой проект. Многие веб-студии, в том числе и AppFox, предлагает вложить деньги в приложения, находящиеся на разных стадиях готовности.
6. Выберите платформу
Android, iOS или кроссплатформенная разработка? Это один из самых актуальных вопросов, возникающих перед заказчиком. По выбору техстека мы публиковали на Дзене отдельный материал. Прочитайте, он вам поможет определиться.
7. Нарисуйте черновые макеты
Вы, безусловно, не профессиональный дизайнер. Но этот факт никак не помешает вам схематически набросать экраны будущего приложения. Черновые макеты сделают ваши идеи более понятными и осязаемыми. Так вы доходчивее объясните задачи подрядчикам.
8. Выберите стратегию монетизации
Стратегия монетизации влияет на стоимость проекта и продолжительность его реализации. Если вы планируете получать доход от рекламы, нужно убедиться, что под банеры не попадут важные элементы интерфейса. Функцию «Покупка в приложении» также внедряют программисты. Логично, не правда ли?
9. Обсудите безопасность приложения
Защита пользовательских данных – чрезвычайно важный момент. Особенно для приложений и игр, распространяемых на территории Европы и США. Тех, кто не уделяет должного внимания конфиденциальности, ожидает штраф от 20 млн евро. Что нужно сделать, чтобы соответствовать GDPR, мы писали в этой статье.
10. Предусмотрите автономную функциональность
Подумайте, будет ли ваш продукт:
- работать оффлайн;
- требовать постоянного подключение к интернету;
- сохранять данные на устройстве юзера, а потом направлять их в «облако».
11. Просчитайте бюджет
Процесс разработки приложений сопряжен со значительными финансовыми затратами. Исследование, проведенное Clutch, показало, создание мобильных приложений обходится от 30 000 до 700 000 долларов. Стоит отметить, учитывались в основном расценки компаний из стран первого и второго мира. Для отечественных веб-студий нижняя планка – 300 000 рублей (5 000 долларов).
Посчитать бюджет вам помогут менеджеры подрядчиков. Если вы прошли предыдущие 10 пунктов подготовки, у вас достаточно данных для ведения переговоров и получения реалистичной сметы.
12. Подумайте о брендинге
На стадии анализа обратите внимание на брендовые атрибуты конкурентов. Так вы снизите риск стать одним из многих. Решите, что вы хотите отобразить в логотипе, какие цвета и шрифты будут использоваться, а какие точно нет. Вы можете проконсультироваться с дизайнером веб-студии и брендироваться «на ходу», а можете прийти с набором референсов.
13. Не забудьте об аналитике
Данные, которые можно извлечь из вашего приложения, чрезвычайно ценны. Следует убедиться, что студия в процессе разработки внедрит выбранные вами инструменты аналитики.
14. Подумайте о поддержке после запуска
Как только продукт выйдет на рынок, он потребует выпуска обновлений, обслуживания и багфиксинга. Не верьте подрядчикам, утверждающим, что в приложении 100% не будет ошибок. Некоторые баги всплывают спустя несколько месяцев эксплуатации или возникают в ответ на обновление платформы. И это - нормально.
15. Разработайте стратегию локализации
Планируете запускать свое приложение по всему миру? Будьте морально и финансово готовы к локализации. Как правильно адаптировать продукт под различные регионы – мы объясняли здесь.
16. Создайте маркетинговый план
Не совершайте ошибку, начав разработку маркетингового плана лишь после релиза. Разбейте мероприятия по выводу и закреплению продукта на рынке на 3 части:
- бета-тестирование;
- релиз;
- продвижение.
Важно выбирать подходящее время для тех или иных активностей. Работы по ASO оптимизации следует начинать до публикации в сторе. Рекламные кампании, ориентированные на широкий охват, будут эффективнее после устранения багов, обнаруженных в ходе бета-теста.