Самолётов для нужд гражданского флота выпускается сейчас российским авиапромом явно недостаточное количество и решение КБ Ильюшина спустя 40 лет вернуться к идее создания пассажирской версии превосходного и легендарного военно-транспортного самолёта Ил-76, позволит пополнить парк авиакомпаний машиной гражданского предназначения – Ил-76ТД-90А.
Эта идея созрела ещё в 1967 году и когда был проработан вариант компоновки самолёта пассажировместимостью 250 человек с облегчённым фюзеляжем, воздушное судно назвали «самолётом-автобусом Ил-76». Созданный позже широкофюзеляжный аэробус Ил -86 воплотил в жизнь это решение, но в несколько иной, более традиционной компоновке, а «самолёт-автобус» так и остался на бумаге.
Генеральный конструктор ОАО «Ил» Н. Таликов подтвердил, что уже в этом месяце определяться с точным количеством новых Ил-76ТД-90А нужных для заказчиков, поскольку уже есть запрос на эту машину у авиакомпаний.
Проект 70-х годов представлял собой самолёт с двумя палубами, у каждой из которых были свои входы: на нижнюю и верхнюю палубы вели два боковых встроенных трапа в носовой и хвостовой части фюзеляжа, а отдельно на верхнюю палубу, встроенный в хвостовую часть откидной трап, подобный трапу у самолёта Як-40. Такое решение делало самолёт автономным и позволяло быстро производить посадку и высадку пассажиров.
Нижняя палуба делилась на багажное отделение и салон для пассажиров, ни как обычно поперёк, а вдоль воздушного судна. Половина палубы предназначалась для багажа и контейнеров с попутным грузом. Пассажиры нижней палубы не тратили время на ожидание багажа, а забирали его прямо в самолёте, верхний этаж соединялся лестницей с нижним и его пассажиры также забирали багаж, спускаясь на нижнюю палубу по прибытии в пункт посадки.
Николай Таликов сообщил, что Ил-76ТД-90А оснастят такой же силовой установкой из четырёх двигателей ПС-90А-76 со взлётной тягой 14.5 тонн и грузоподъёмностью 52 тонны, как у военного транспортника, авионика и БРЭО будут также сходны с военной версией. В проекте будут сделаны незначительные доработки, отвечающие современным требованиям.
Знаменательно ещё одно решение правительства, связанное с разработкой ПАО «Ил» турбовинтового регионального лайнера Ил-114-300 (Ил-114В). Чтобы не наступать на те же грабли, как и у Суперджета 100, правительство выделило ОАК денежные средства в количестве 2.2 млрд рублей, которые корпорация перенаправит на капитальные вложения в предприятия производства и послепродажного обслуживания нового регионального пассажирского самолёта.