Автор: Ян Бадевский
Привет, друзья!
Вторник — день хорошей фантастики, отметьте это в своём календаре. Почему? Да просто в этот день выходит рубрика «ПОСТгуманизм», где я стараюсь знакомить вас с лучшими образцами жанра. Даже если вы читали некоторые тексты, думаю, будет приятно вспомнить лишний раз о вкусе правильных букв.
Сегодня поговорим о дилогии «Джамп» Сергея Лукьяненко. Цикл состоит из двух романов. Это «Звёзды — холодные игрушки» и «Звёздная тень». Уверен, что эти вещи можно назвать вершинами в творчестве писателя. Сейчас эти два романа вспоминают достаточно редко, ибо качественная НФ отступает под напором зомби и примитивной попаданческой фэнтезятины.
Собственно, перед нами — космоопера. И да, «Звёзды» написаны ГОРАЗДО лучше «Лорда с планеты Земля» и ЗАПРЕДЕЛЬНО лучше «Линии грёз»/ «Императоров иллюзий», кто бы там себе не воображал обратное. Первая публикация датируется 1997 годом — именно тогда издательство АСТ выпустило первую часть дилогии в серии «Звёздный лабиринт». Собственно, в этой серии я романы и прочитал.
Сюжет
В ближайшем будущем учёные изобретут «джамп» — способ мгновенного перемещения на несколько парсеков. Теперь люди умеют в пять-шесть прыжков достигать весьма отдалённых точек пространства. Выясняется, что космос обитаем, а разумные расы объединены в Конклав. Однако справедливости ждать не приходится — серьёзные политические решения принимают Сильные. А земляне, как несложно догадаться — один из слабейших народов обитаемой вселенной.
Первая часть начинается с того, что пилот Пётр Хрумов обнаруживает в недрах своего звездолёта «зайца» — инопланетянина Карела. У чужого есть сведения, которые он жаждет донести до Андрея Хрумова — деда главного героя. Информация радикально меняет расстановку сил в Галактике. Расы алари, калькуа и счётчиков намерены вступить в альянс с людьми, чтобы ликвидировать диктат Сильных. А поможет им в этом третья сила — геометры. Это мощная цивилизация, обладающая невероятным технологическим потенциалом. Внешне геометры похожи на людей, поэтому Конклав может уничтожить сгоряча Землю. Чтобы наладить контакт с геометрами и спасти человечество, Петру отводится сорок дней.
Во второй части Пётр возвращается из мира геометров разочарованным. Он выступает против союза с этой расой и предлагает отправиться на разведку к галактическому ядру. Именно там находится нечто, сильно испугавшее геометров в прошлом. Настолько испугавшее, что они даже переместили свою систему от греха подальше. Нечто именуется Тенью.
Пётр и его спутники направляются в ядро Галактики и обнаруживают там блуждающий мир, в котором есть Врата. Пётр выясняет, что геометры и земляне — один народ, вышедший некогда с Земли Изначальной. Тень — это система Врат, позволяющих любому человеку попасть в мир своей мечты. Вот только Врата сами определяют, куда подсознательно хочет попасть человек. Дополнительный бонус при пересечении портала — бессмертие. Мир, заполучивший Врата, становится обладателем идеальной защиты. Поскольку Сильные направили к Земле карательный флот, у Петра не остаётся выбора. Он должен добиться вхождения своего мира в Тень.
Моё мнение
Дилогию нужно читать до конца. По мере продвижения сквозь сюжетные перипетии вы обретёте несколько просветлений. Так и надо, это же Лукьяненко. Роман начинается простенько. Примитивные шаттлы, слабенький персонаж… Да, читается легко, но ничего особенного вы не видите. А затем — скачок. Ещё один. Чем дальше, тем масштабнее.
На протяжении большей части первого романа меня преследовало странное чувство дежавю. То «Возвышением» Дэвида Брина попахивало, то уши прогрессоров Стругацких отовсюду вылезали. Но прошло и это, меня отпустило. Лукьяненко двинулся дальше и создал вселенную, которую ни в коем случае нельзя назвать вторичной. Да, он делает отсылки к предшественникам, где-то полемизирует с ними. Но этим всё и ограничивается. Те, кто читал «Полдень», смогут насладиться сравнением социальных моделей. Тем, кто не читал, советую прочесть, Стругацкие этого заслуживают.
Некоторые критики считают «Звёзды — холодные игрушки» пародией на произведение Стругацких. Ну, или примитивным заимствованием. Ребята, мыслите глубже. Ситуация напоминает мне о двух версиях «Соляриса» — режиссёрской и авторской. Любую идею можно развить, выстроив на её основе нечто удивительное. Либо низведя до состояния примитивизма. Лукьяненко пошёл первым путём. Писатель взял «Полдень», рассмотрел его с разных сторон и нашёл грани, которых мы не видели. Предложил новую модель, в которой изъяны не очевидны. Нужно пожить в этом мире, чтобы понять…
«Звёздная тень», напротив, поднимает типичные для Лукьяненко темы. Я говорю о моментах выбора и понимании того, чего нам хочется на самом деле. Отправляя своего героя к галактическому ядру, писатель ищет то самое зеркало, которое поможет ему лучше познать себя. Возможно — познать до конца.
Оценка: 10/10
Страница Яна Бадевского на author.today
Все рецензии в рубрике «ПОСТгуманизм»
***
Будем рады видеть вас среди наших подписчиков)
Успехов! И вдохновения творить!