В Красноярске открылся IX международный фестиваль «Парад звезд в Оперном»: в этом году смотр посвящен памяти Дмитрия Хворостовского.
Фестивали прежних лет отдавали дань великим русским певцам — Федору Шаляпину, Петру Словцову, Ирине Архиповой, Галине Вишневской, Елене Образцовой. Логично, что в 2018-м чтят Дмитрия Хворостовского: утрата свежа, горька и невосполнима. На открытии форума было объявлено: родной театр Хворостовского, где он был солистом первые пять лет своего творческого пути и откуда отправился покорять мир, отныне будет носить имя певца.
Фестиваль памяти Хворостовского полностью посвящен нашей музыке, так как несмотря на блистательные и многочисленные зарубежные успехи, великолепное владение европейским репертуаром, он всегда оставался именно русским певцом, с честью и гордостью пронесшим знамя национального искусства и отечественной оперной школы. В программу включены: «Царская невеста», «Садко» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина и «Борис Годунов» Мусоргского. Открылся форум премьерой «Евгения Онегина» в постановке главного режиссера Красноярской оперы Неэме Кунингаса.
Разрубить этот «гордиев узел» позвали Любовь Казарновскую, которая придумала оригинальное решение — оперу-хэппенинг. Написанное Аренским дополнено обобщающим предисловием — о любви, искусстве, муках творчества — гармонично перекликающимся с партитурой и либретто А. Крюкова и М. Чайковского.
Художника внезапно озаряет: он видит сцены из жизни великого предшественника, отображенные оперой Аренского, и понимает вечность своих страданий. Творцу всегда будут сопутствовать поиск и сомнение, откровение и муки творчества, любовь и ненависть, зависть и злоречие, стремление к прекрасному, к совершенству и проза быта, необходимость заработка.
Титульную партию оперы поэтично исполняет София Алмазова, заслуженные овации срывает Александр Мурашов в единственной хитовой теноровой арии. Достойно ансамблируют Екатерина Кочетова (Форнарина, возлюбленная Рафаэля) и Евгений Севастьянов (брутальный кардинал Бибиена, в финале отступающий перед величием искусства). Мягкое звучание оркестра под управлением маэстро Андрея Шевчука более чем уместно и в музыке Аренского, и в аллюзиях на теплые, полные гармонии образы великого Санти.
16 февраля 2018 г., "Культура"