Часто сталкиваюсь с мнением, что Technics это такая фирма, которая за исключением пары усилителей со стрелками и одной хорошей диджейской вертушки делала аудиотехнику среднего и низкого сегмента, попсовые музыкальные центры и больше ничего особенного. Не тут-то было.
Для рабочего места мне нужны были колонки, которые могли бы негромко и качественно играть музыку в ближнем поле, которые можно будет поставить близко (или вплотную) к стене и которые не будут занимать полстола. Компактные, без заднего фазоинвертора, способные играть в ближнем поле.
Разумеется, я сначала начал искать современные колонки, но очень быстро приходил к тому, что мне либо не нравится дизайн, либо не нравится звук, либо колонки не поставишь к стене. Тогда я начал смотреть в сторону винтажа, но невозможность нормально послушать меня останавливала.
Вскоре я наткнулся на колонки, которые поразили меня своим видом и конструкцией и я больше ни о чем думать не мог. Это были фазолинейные Technics SB-F2MK2. При том, что я очень спокойно отношусь к фирме Technics я не мог отвести взгляда от этих ящиков. Мне понравилось в них абсолютно всё – то, как они выглядят, как они сконструированы и из чего сделаны. Но проблема была в том, что о них мало что известно и найти хороший экземпляр трудно. Единичные отзывы в сети не внушали доверия и были противоречивы.
Немного о том, что это за колонки. Technics SB-F2MK2 – бо́льшая из двух колонок с литыми алюминиевыми корпусами в линейке 1982 года (меньшая – SB-F1MK2). Модели с индексом SB-F*MK2 пришли на смену компактным фазолинейным колонкам в алюминиевых корпусах 1978 года. И, что примечательно, в тех первых версиях был установлен тот самый рупорный твитер National 5HH17, положивший начало марке Technics. Линейка состояла из трех моделей – маленькой SB-F1 (высота 21 см), средней SB-F2 (высота 25 см) и самой крупной SB-F3 (высота 32 см).
Колонки эти достаточно высокого уровня, они предназначались для прослушивания в небольших комнатах и в ближнем поле. Technics рекомендовала их использовать со своей топовой минисистемой тех лет на базе высококлассного усилителя SU-C01 и минисистемой SA-007.
В начале 1980-х годов у Technics появились новые динамики с сотовыми диффузорами (так называемые Honeycomb disc drivers). Использование очень жестких сотовых диффузоров помогло добиться максимально плоской АЧХ, расширения частотного и динамического диапазонов.
Особая узловая конструкция динамика помогает в предотвращении резонансов и расширяет диапазон поршневых движений. Симметричная осевая структура сопротивляется изгибу, тем самым уменьшая искажения.
Из-за конической формы обычных динамиков, звуковые волны в разных точках диафрагмы не совпадают по фазе, поэтому звук достигает ваших ушей в разное время. Эта проблема, известная как «эффект резонатора», вызывает пики и провалы в частотной характеристике. Результат – снижение качества звука.
Поскольку эффект резонатора является внутренней проблемой конструкции конуса, его нельзя преодолеть, если в акустической системе используются конусообразные драйверы. У драйверов с сотовыми излучателями вся поверхность направлена вперед, поэтому звуковые волны излучаются в унисон и одновременно достигают ваших ушей. Такой драйвер имеет линейную фазовую характеристику, а также динамичный и реалистичный звук.
И в этом кроется важнейшая особенность фазолинейных колонок – великолепная локализация звуков в пространстве. Звучание фазолинейных АС не привязано к корпусам колонок и локализуется перед слушателем во впечатлительной трехмерной картине, создавая удивительную ясность, точность и музыкальность. Все хорошо, но сотовый диффузор гораздо сложнее в производстве и стоимость такого динамика ощутимо выше обычного.
Так вот, в 1982 году линейку компактных «алюминиевых» колонок заметно проапгредили плоскими драйверами (и отказались от самой крупной SB-F3). Стоимость одной колонки SB-F2MK2 увеличилась на 5000 йен и составила 27500 йен (в сегодняшних деньгах это приблизительно 21000 рублей), то есть 55000 йен за пару.
Лицевую поверхность скруглили чтобы убрать искажения, вызванные дифракцией. Старый рупорный твитер был заменен новейшим плоским, обычный СЧ/НЧ динамик был заменен сотовым. При этом, разумеется, сохранилась фирменная фазолинейная конструкция, а характеристики улучшились. Так, например, частотная характеристика SB-F2Mk2 расширилась с 48-20000Гц (у базовой SB-F2) до 45-35000 Гц.
Корпус колонок отлит под давлением из алюминия. И в плане юзабилити это прекрасная вещь – крепкие корпуса идеально выдерживают физическое воздействие, возникающее время от времени на моем столе (не уверен, что угол современной колонки из МДФ безболезненно вынесет падение телефона, например). Весит каждая колонка 5 кг. Лицевая панель стянута с корпусом одним единственным винтом сзади в центральной части. В месте соединения по периметру видна ярко-красная прокладка.
Задняя стенка оборудована тремя зажимами для подключения кабелей – одним минусом и двумя плюсами (один для 4-омного подключения, другой для 8-омного). Зажимы с трудом вмещают современные акустические кабели 2х2.5 мм.
Все это, конечно, хорошо, но как они звучат? Я пока не очень много их слушал, но уже могу сказать что ожидал меньшего. Я покупал их без прослушки и уже настроился на то, что они будут звучать не лучше колонок от музцентра. Но маленькое не означает дешевое. Первое, что отмечаешь – это действительно объемный трехмерный звук в пространстве между колонок.
По характеру звук очень нейтральный, нет перевеса какой-либо части спектра. Низкие частоты не самые богатые, но при прослушивании в непосредственной близости их более чем достаточно. На очень низких звуках, конечно, колонки немного пасуют – все-таки сказывается небольшой размер. Зато середина очень честная, открытая и воздушная. Высокие детальные и качественные, без дешевых звонких призвуков.
Звук колонок совершенно серьезный, не упрощается как на музыкальных центрах и «балалайках». В сложной музыке сохраняется прекрасное разделение инструментов и ничто не смешивается в кашу. Что бы ни звучало – у тебя всегда отличная трехмерная сцена.
Хотя, по звуку это не какой-то там запредельный Hi-End, звучание SB-F2MK2 – это хороший, уверенный и очень достойный Hi-Fi. Но я считаю, что эти колонки можно считать технологическим Hi-End по меркам 1982 года – здесь применены нестандартные и недешевые решения, которые использовались в очень серьезных топовых колонках фирмы.
Я пока слушал их только на своей настольной системе Technics Jacket System (усилитель SU-5), это не эталон качества, но даже в этом простом тракте звук колонок впечатляет объемом сцены, качеством локализации инструментов и высоким разрешением. Позже попробую подключить их к большой системе, там и проверю на что действительно способны эти малыши.
Друзья у меня отличный Instagram, там всё появляется в первую очередь и веселая страница в Facebook где такое, чего тут не увидишь.
Похожие материалы
История Technics // Дека Technics RS-M280 // Колонки Dynaudio Excite X36 // Винтажный CD-проигрыватель против современного // Как собирать Hi-Fi систему // Усилители Parasound P5 и A23