Пятьдесят лет назад вышел третий студийный альбом группы Deep Purple. И хоть вышел он не в апреле, а в июне, но неофициальное название он получил именно April, по названию самой заметной композиции.
У нас как раз начался апрель, первый по настоящему весенний месяц в наших средних широтах, поэтому самое время альбом этот вспомнить. Если абстрагироваться от очарования Deep Purple последующего периода - с Гловером и Гилланом, то анализируя их первые альбомы можно обнаружить, что группа усиленно искала свой собственный стиль в самых разных направлениях. И это, скорее всего, не от неопределённости, а от борьбы противоположностей центральных фигур - Ричи Блэкмора и Джона Лорда. Классическая школа входила в непримиримое противоречие с блюзовой. Самый первый альбом наполовину состоял из чужих композиций от Римского-Корсакова до Битлз в оригинальной аранжировке. Второй альбом The Book of Taliesyn был записан скорее по принуждению, а не от души - компания требовала срочного выпуска альбома. А вот третий альбом под названием Deep Purple вышел на удивление цельным - и это начинаешь оценивать только после того, как устаёшь слушать блокбастеры группы более позднего периода и пытаешься разобраться - а с чего же собственно группа начинала и по какой дорожке шла.
Так вот April сложно назвать альбомом хард-рокового направления по многим причинам. Вокалистом был по прежнему Род Эванс, а как ни крути вокал у него ну никак не рокерский. Постоянные эксперименты с композицией и формой, которые группа проводила с самого начала, на этом альбоме также присутствуют и здесь они сбалансированы - какое-то равновесие между двумя музыкальными антагонистами обнаружилось, хотя Блэкмор, по моему мнению, на этот период находился в тени Лорда и был пока просто гитаристом группы, а не идеологом. Джон Лорд поучаствовал в написании всех композиций альбома, кроме Lalena - это единственная чужая композиция на альбоме, её автор Донован, модный в те годы шотландский фолк-исполнитель
Одна из самых заметных композиций Джона Лорда на альбоме - песня Blind. Здесь Джону удался настолько безупречный баланс между его классическим гармоническим видением и хард-роковым воплощением, что композиция эта слушается с большим удовольствием и сейчас. В этом драматическом номере даже Род Эванс выдал свой самый выдающийся, пожалуй, вокал за всё время участия в Deep Purple. Прекрасная музыка и сюжет композиции, вероятно, подействовали. Гитарное соло Блэкмора с квакушкой тоже весьма впечатляет - на самом деле виден гигантский потенциал группы. Акцентированные в роке музыкальные фразы и чисто классические заключения куплетов очень органично сочетаются - это залог будущей концепции Deep Purple
Необычность структуры песен альбома - вернее непривычное доселе сочетание классической гармонии с утяжелённой рок-музыкой - наводит мысль о стремлении к психоделическому и даже к прогрессивному року - а именно под этими жанрами альбом и значится в музыкальных энциклопедиях. Отчасти ряд композиций, например инструментальная Fault Line с переходом в The Painter с обратным звуком клавишных и необычными, явно студийными звуковыми наложениями звучат вполне психоделически. Причём в The Painter звук уже тот же самый, что будет на первом хард-рок альбоме группы In Rock. Вот только Род Эванс это не Ян Гиллан
Хотя вот музыкальная критика спустя много лет после выхода альбома. когда смогла его по достоинству оценить, писала, что вокал Эванса в предпоследней композиции альбома Bird Has Flown "считается одним из фундаментальных вокальных достижений в прогрессив-роке". Но как бы то ни было вокалиста Рода Эванса и басиста Ника Симпера после этого альбома попросили вон и сделали это довольно некрасиво, через менеджера, уже тайком репетируя с Гилланом и Гловером.
Коронный номер альбома безусловно заключительная сюита April длиной двенадцать минут. Сюита условно разбивается на три части. Авторство принадлежит Лорду и Блэкмору и это, наверное, первый случай, когда они удачно воплотили совместно свои сильнейшие стороны. С четвёртой минуты мелодия переходит к симфоническому оркестру. аранжировавшему центральную тему в классическом составе инструментов - давняя мечта Лорда, которую он осуществит через несколько месяцев в своём "Концерте для группы с оркестром" и который закроет этап поисков в творчестве группы Deep Purple. Само идейное наполнение композиции у меня вызывает стойкую ассоциацию с заглавной композицией альбома Atom Heart Mother группы Пинк Флойд, вышедшим в следующем году. Не знаю насколько сильно и чьё на кого было влияние именно в этом элементе - сочетании симфонической музыки с роком, но композиция Deep Purple выглядит гораздо более "в классике" - всё таки Лорд имел прекрасную школу классической музыки, классической композицией и аранжировкой владел на профессиональном уровне.
По счастливой случайности немецкие кинемотографисты сочли нужным записать киноролик с этой композицией целиком в октябре 1969 года для своего авангардного кино, только, по-моему, в третьей части поёт уже не Эванс, а Ян Гиллан, судя по видео. Но там есть и симфонический оркестр и вся группа, правда басиста почти не видно и камера стоит статично
Я не стал описывать все композиции альбома, выбрав наиболее знаковые на мой взгляд. Те, кого ранний и довольно странный Deep Purple заинтересует без труда смогут найти альбом целиком в интернете. Слушайтесь и наслаждайтесь апрелем, он как раз начался. И, как пела группа "Воскресенье": "будет время для апреля после мартовских ветров" - вот это время и наступило