Найти в Дзене
Московские истории

Памяти автогиганта: «Невзирая на поздний час, я в отчаянии набрала рабочий номер, и мне неожиданно ответили!»

Взять интервью у главы ЗиЛа в середине 70-х было нелегким делом - примерно как пробиться на аудиенцию к королю. Но автору это неожиданно удалось.

Настоящего автомобильного магната я видела единственный раз в жизни – в советской Москве.

Правда, один признак отсутствовал – громадный автозавод, которым магнат управлял, принадлежал не ему, не частному лицу, а государству. Это потом были кооператоры, предприниматели, коммерсанты, бизнесмены, но искусство эффективного управления до сих пор недоступно многим.

Итак. Поздним вечером 1976 года я сидела в редакции «МК» и готовилась к завтрашнему отчету о выполнении квартального плана. План лежал передо мной, и я ставила крестики напротив пунктов: «выполнено», «выполнено», «выполнено».

… А вот это – твердое «нет!». Уже который раз! Несколько месяцев подряд не удается пробиться к генеральному директору автомобильного объединения «ЗИЛ» Бородину, чтобы взять у него интервью. Ребята из отдела пробовали все возможные пути, но попытки всегда упирались в холодно-вежливый отказ помощника.

Обидно было в очередной раз расписываться в профессиональной беспомощности. И тут кто-то заботливый наверху дунул мне в ухо: почему не попробовать еще раз? И я, невзирая на поздний час, просто так, для очистки совести, набрала номер рабочего телефона Павла Дмитриевича Бородина – гендиректора гиганта отечественного машиностроения в ранге министра, члена ЦК КПСС, Героя Соцтруда, дважды лауреата Государственной премии по науке и технике, депутата Верховного Совета СССР и прочая, и прочая.

Рабочие Автозавода имени Лихачева
Рабочие Автозавода имени Лихачева

Несколько гудков и - и усталый мужской голос в ответ на просьбу соединить с П. Д. отвечает, что вот он, здесь, на проводе. В шоке от неожиданной удачи я путанно объяснила, что мы не можем до него достучаться, а читателям «МК» очень хотелось бы узнать, что он думает о лимитчиках – молодых рабочих, сотнями прибывающих на завод. С той же неожиданной легкостью я получила согласие на интервью в определенный день и час. Владимир Носов, тогдашний секретарь комитета ВЛКСМ ЗИЛа, позже недоверчиво переспрашивал меня: как ты пробилась? как он согласился?

Сюрпризы продолжались, когда я, прибыв на место, вошла в административный корпус. Пока шла к лифту, заметила на себе необъяснимо внимательные взгляды нескольких служащих. В лифте двое молодых людей поздоровались и спросили: «Из «Московского комсомольца»? Татьяна?». Я удивилась, мол, ну и встреча! А они объяснили, что о моем приходе знает все заводоуправление. Бородин завел такой порядок: по утрам по громкой связи до сведения сотрудников доводится расписание рабочего дня генерального директора. В этот день в график попала и я со своим интервью.

ЗИЛ-111 — советский автомобиль высшего класса, малыми сериями собиравшийся на Заводе имени Лихачёва с 1958 по 1967 год.
ЗИЛ-111 — советский автомобиль высшего класса, малыми сериями собиравшийся на Заводе имени Лихачёва с 1958 по 1967 год.

…В приемной молодой помощник помог снять плащ и строго предупредил: «У вас 40 минут. Постарайтесь уложиться».

В кабинете, где царил абсолютный порядок и внушали доверие тяжелые кожаные кресла, навстречу, от стола с кучей телефонов, поднялся серьезный, безукоризненно одетый, тщательно выбритый мужчина средних лет - Павел Дмитриевич. Он предложил чаю и сам начал разговор. О проблемах молодых иногородцев, о монотонной работе на конвейере, о новой технике, которая стимулирует лимитчиков продолжать учебу. Без возражений согласился, что в литейном цеху условия работы нечеловеческие, но литейки везде такие (я бывала в зиловских цехах, поэтому мы оба понимали, о чем говорим). Он явно готовился, потому что свободно оперировал цифрами, казалось бы, совсем не производственного значения – об условиях жизни в общежитиях, количестве студентов вечернего института, причинах текучести кадров, свадьбах… Все подробно пересказывать не буду, да и не помню уже деталей.

Брежнев на ЗИЛе. Справа от генсека Петр Бородин. Фото Юрия Садовникова, 1976 г.
Брежнев на ЗИЛе. Справа от генсека Петр Бородин. Фото Юрия Садовникова, 1976 г.

Ответив на очередной вопрос, Бородин поднялся из кресла. Я посмотрела на часы – прошло ровно 40 минут. Пришлось прощаться. Время – деньги. Так я впервые поняла, что такое высочайший уровень организации управления. Не случайно с именем Бородина связан период расцвета ЗИЛа.

Надо сказать, что диктофоны в то время были ненадежные, и я старательно записывала все ответы П. Д. в блокнот. Поэтому, по заведенному порядку, отправила текст Бородину на визу. И он опять удивил – ни одной привычной для людей этого ранга поправки, смягчающей острые углы. Да и вообще поправок как таковых не было.

В сентябре 2016 года ЗИЛ выпустил последний в своей истории грузовой автомобиль – ровно через сто лет после основания автозавода и через 18 лет после кончины Павла Дмитриевича.

Татьяна Бондаренко

Делитесь вашими историями! Почта emka3@yandex.ru