Drinkrussian выяснял, какими российскими винами можно запасаться впрок, не боясь неприятных сюрпризов
Бывший гендиректор НТВ+ и Матч-ТВ, а ныне президент iTeco International и винный коллекционер-любитель Александр Вронский не имел предубеждений против кубанских шато, хотя и относился к ним чуть настороженно. Всё изменилось, когда он попробовал и купил у известного оптового негоцианта пару ящиков "неплохого на вкус краснодарского вина в диапазоне 1500-3000 руб за бутылку в рознице".
"В год покупки оно было ничего, - рассказывает Вронский, - На следующий год треть пробок протекла, поэтому бутылки пришлось выбросить. А остальное вино превратилось в какой-то сомнительный сладковатый компот".
Насколько этот случай показателен? Поддаются ли российские вина хранению в принципе?
Вообще сама постановка такого вопроса - это уже хороший знак для страны. Ведь мы до сих пор чаще наблюдаем, как ящик вина выпивается в ресторане за один вечер, чем заказывается у любимого винодела для пополнения запасов в подвале или гараже.
Поэтому перед российскими винами задача долгосрочного хранения до недавнего времени и не стояла. Мы только начинаем привыкать к тому, что ростовское или краснодарское вино - это не обязательно шмурдяк, а иногда и наоборот - полный органолептический экстаз. Тут не до погреба.
Но в России продолжает развиваться средний класс. Спрос на качественные местные продукты и напитки - прямое следствие этого процесса. Другим следствием становится скучная бюргерская основательность, неприменной частью которой является желание хранить и сберегать. В том числе - и вино.
Насколько наши вина готовы удовлетворить зарождающийся спрос?
Прежде всего нужно определиться с целью хранения: довести за пару лет до оптимальной кондиции бутылку резервного или же отложить особенное вино на десять лет до совершеннолетия сына.
Внезапная "компотизация" через год хранения может случиться в первом случае. Сомелье Лилия Ньеменим, профессиональный технолог бродильного производства и виноделия, считает главной причиной инцидента нехватку опыта у отечественных специалистов:
Для правильного развития [вина] необходимо техническое мастерство: это постоянный контроль микробиологии, стабилизации, бутилирования и укупорки. Технологу часто ставят задачу экономить, поэтому используют дешевые материалы. Большая часть советского опыта была утрачена, с западным тоже не всё просто, поэтому работают на свой страх и риск, при таком подходе результат непредсказуем...
А вот с длительным хранением дело оказывается немного сложнее:
"Российские вина, к сожалению, на сегодняшний день не являются коллекционными, - считает Ньеменим. Для того, чтобы вино закладывать на 5 лет и более, оно должно обладать ярко выраженной кислотностью (которая с годами снизится) и потенциалом к развитию.
Однако среди отечественных вин есть одно весомое исключение. Ростовский сомелье и винный консультант Алексей Ульянов напоминает, что хранение подразумевает выдержку. А если мы говорим о выдержке, то первым делом нужно вспомнить о десертных винах Массандры, исторически считающихся одними из лучших сладких вин мира:
"Роберт Паркер в 2000-х годах давал оценки розовым мускатам 1904 и 1929 годов в 98/100 и 97/100 баллов соответственно. Кстати, эти вина до сих пор остаются единственными российскими, продегустированными Паркером для Wine Advocate.
Портвейны Новочеркасского Института Виноградарства и Виноделия 1960-х годов показывали себя отлично при дегустациях в 2000-х. Если наткнуться на них в частных коллекциях, то наверняка это будет чистое удовольствие. Мадеры от Шато Тамань мы ставим на ту же полку - их можно безболезненно хранить 20 лет и более. То есть точно с креплеными и сладкими винами все будет хорошо".
Что касается традиционных вин, тут Ульянов более скептичен, однако все же дает несколько полезных рекоммендаций:
Если мы говорим про современную историю, то не так уж и много вин можно выделить. Массовым производителям особенно хвастать нечем - премиум кюве они начали производить относительно недавно, поэтому о выдержанных образцах говорить рано.
Топовые вина вроде «100 оттенков красного» от Фанагории могут потенциально выдержать 10-15 лет. Точно хорошо хранится и развивается выдержанный в дубе Красностоп. Из него с уверенностью можно заложить в погреб вина от Константина Дзитоева, Лефкадию, производимую не ежегодно и точно белую этикетку от Ведерников.
У Лефкадии по опыту все отлично с хранением большинства [бутылок], 3-5 лет резервы только украшают, они становятся мягче. С белыми винами нет уверенности, можно выделить только один редуктивный Совиньон Бланшируй от Villa Victoria. Денис Руденко хвалит крымскую «Солнечную Долину», надо проверять.
Лилия Ньеменим поддерживает коллегу в том, что касается красностопов (автохтонный для Юга России сорт винограда):
Самое надежное «старое» это Château le Grand Vostock, поскольку они раньше начали, и кислотность в винах хорошая . В теории, можно заложить Бюрнье Красностоп 2010 и 2011. Фантомы и Ведерникова закладывать не стоит, не понимаю смысла этой гиперэкстракции, но скорее всего они будут развиваться, хотя неизвестно как именно.
Проблема в том, что разбираться в этих хитросплетениях готовы либо профессионалы, либо люди фанатично увлекающиеся русскими винами. Вронский для этого слишком прагматичен:
Есть ли у меня какой то механизм защиты от этого? По крайней мере я его не знаю и по этому я и не буду экспериментировать. Зачем оно мне нужно, когда в том же примерно диапазоне или чуть дороже я могу выбрать прекрасное бордо, которое будет иметь ожидаемый вкус и срок годности, которое практически никогда не протечет и не окислится в ближайшие десять лет, а большего мы от него в таком ценовом диапазоне и не будем ждать...
Читайте больше историй о русском алкоголе на канале Drinkrussian в Telegram