Проезжая ещё будучи мальчишкой на поезде по Бологое-Полоцкой дороге, я задавался таким вопросом: что это за странные башни, такие основательные и очень сильно напоминающие средневековые замки, мелькают на станциях за окном вагона? Для чего они нужны и что же внутри них было мне очень интересным, поскольку башни всё время были закрыты.
На самом деле всё очень просто, водонапорные башни на железной дороге служат для заправки водой тендеров паровозов и снабжения станций для различных нужд. Теперь же, когда паровозы остались в прошлом, вот такие башни питают водой целые пристанционные посёлки.
На Бологое-Полоцкой водонапорные башни продолжают действовать и сегодня на ряде станций этой линии: Бологое-2 (Полоцкое), Куженкино, Баталино, Фирово, Осташков, Торопец.
Сохранившаяся инфраструктура водоснабжения на Бологое-Полоцкой, позволила при этом запустить на этой дороге первый в России ретропоезд под паровозом, курсирующий на регулярной основе на участке Бологое-Осташков каждую субботу с 29 сентября 2018г. Иначе это было бы просто не возможно. Паровозу через каждые 60-80 км пройденного пути требуется заправка водой.
Как это всё работает
Простыми словами, водоподъёмное здание, которое находится в нескольких километрах от башни на берегу какого-нибудь озера или речки закачивает воду на башню в баки по подводящим трубам. В баках, наверху башни под действием атмосферы создаётся давление. А поскольку точки потребителей воды находятся гораздо ниже чем вода в баках, то под действием силы тяжести вода устремляется вниз по разводящей трубе.
Интересно? Тогда давайте заглянем в одну из таких типовых башен Бологое-Полоцкой дороги на станции Баталино и посмотрим что же там находится внутри неё.
Что же внутри башни
Атмосфера внутри водонапорной башни что и говорить таинственная, сумрачная и немного даже жутковатая. Зайдя сразу вот так внутрь с улицы, в густой полумрак помещения - не видно ничего, требуется определённое время чтобы глаза успели привыкнуть к темноте и можно было хоть как то ориентироваться в этом пространстве.
Где-то щелкнули выключателем, зажёгся тусклый свет лампочки. Пространство внутри башни обрело контрастные очертания. Закопчёные кирпично-каменные стены местами в паутине и кирпичные полы выложенные в "ёлочку", словно кто-то имитировал в их кладке паркет.
Здесь внутри мы видим прямо нагромождение, так сказать целый "ансамбль" всяких труб (подводящих и разводящих).
Крутая винтовая лестница, ведущая наверх к бакам. Нужно ещё набраться смелости и духу скажу я вам чтобы туда по ней наверх подняться к водяным бакам.
Вот мы и наверху под баками. Достаточно высоко. У тех кто боится высоты может и закружится голова, поэтому подниматься при случае наверх вам не рекомендую, а спускаться кажется ещё страшнее чем забираться наверх.
Фото что представлены ниже были сделаны уже не в действующей башне в Баталино, а в заброшенной башне на бывшей станции Горовастица.
Деревянные полы совсем прогнили, остались только несущие балки. Чтобы попасть к окошку слева на фото, мне пришлось тогда в 2015 году как акробату в цирке аккуратно пробраться вот по этим перекладинам. Потеряй я в тот момент равновесие - и всё, мне было бы несдобровать.
Но оно того конечно же стоило. Вид оттуда я считаю открывается прекрасный на нечётную горловину станции Горовастица в направлении на Фирово.
Внизу на фото в башне в Горовастице мы видим остатки парового котла системы Шухова.
Спускаться, как я уже говорил, всегда сложнее чем забираться наверх.
В С.Петербурге в Музее российских железных дорог, что находится на Балтийском вокзале, представлен полностью комплектный вот такой паровой котёл системы Шухова, который устанавливали внутри водонапорных башен. Экспозиция музея хоть и огромная, однако наглядно представить весь этот механизм да ещё и с водонапорной башней просто физически не возможно.
Но вы то теперь всё это знаете. И если при случае вам придется посетить этот музей в Петербурге, вы уже будете наглядно себе представлять где это оборудование когда-то стояло.
А побывать внутри действующий водонапорной башни сегодня можно в рамках субботней поездки под паровозом из Бологое в Осташков с поездом №6697. Получасовая стоянка на станции Куженкино предусматривает осмотр экспозиции "Старинная станция", в составе которой есть и водонапорная башня, открытая в это время для всех посетителей.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!