Найти тему
ABW

С чем можно столкнуться при покупке авто и кто в этом виноват?

Казалось бы, все основные проблемы при покупке автомобиля возникают в основном еще до совершения сделки: определиться с выбором, найти в наличии нужную модель, разобраться со всеми документами.

Но не тут-то было. Что делать, если деньги заплачены, акты подписаны, автомобиль находится у собственника, но поставить его на учет и пользоваться еще нельзя?

Совсем недавно в редакцию обратился читатель Андрей, родители которого приобрели новый Hyundai Creta:

"Мои родители купили себе новый автомобиль Hyundai в конце февраля.

-2
-3

И только 18 марта дилер предоставил им документы об уплате утилизационного сбора. Сотрудники дилерского центра не давали никаких комментариев, ссылаясь на Министерство промышленности.

Очень странно все это выглядит: проданный товар вроде как должен быть готов к эксплуатации сразу же по факту покупки, но при этом в договоре есть оговорка. И получается, что никакие претензии покупатель продавцу предъявить не может.

-4

То есть в течение такого длительного времени ты не можешь пользоваться автомобилем, за который заплатил деньги, потому что не можешь поставить его на учет, а по закону на это есть только 10 дней. А ведь люди иногда покупают машины в лизинг или кредит. Проценты идут, а машина стоит?

Как рассказывал мне отец, в автосалоне говорили, что документы будут готовы очень скоро, но когда данные по утильсбору задержались, сотрудники центра начали вести себя не совсем адекватно: не пытались как-то успокоить клиента, а потом и вовсе дошло до того, что просто перестали отвечать на звонки. Мы обратились в головной филиал Hyundai, связались с начальником отдела продаж, и там опять пообещали, что вот-вот документы будут у нас.

Форс-мажорные обстоятельства бывают у всех, я это понимаю, но здесь даже больше вопрос по общению с клиентом, нежели о задержке в доставке документов".

За разъяснением ситуации мы обратились в автоцентр "Хёндэ Центр Уручье",который является официальным дилером Hyundai:

-5

- При выдаче автомобиля мы всегда информируем людей о том, что может произойти такая задержка с утильсбором. В акте приема-передачи автомобиля написано, что мы можем предоставить документы на утилизационный сбор в течение 30 дней.

- А почему вообще происходит такая задержка и как часто это случается?

- Мы, как и любой дилер в Республике Беларусь, который продает автомобили российского производства, очень часто находимся в подвешенном состоянии, так как в этой цепочке участвует несколько игроков, начиная от завода, который высылает документы. Дальше идет Министерство промышленности и торговли РФ и, наконец, Министерство промышленности Республики Беларусь. Только после прохождения всех этих стадий документы попадают в МРЭО и БАА (Белорусская автомобильная ассоциация), а потом уже рассылаются нам. Если на какой-либо из стадий происходит некий сбой, документы до дилера доходят позже. Такое было, кстати, в прошлом году, если не ошибаюсь. Тогда человек, который отвечает за подписание бумаг с российской стороны, уехал в командировку, и мы месяц находились без документов на утилизационный сбор. К сожалению, здесь мы являемся заложниками ситуации и ничего поделать не можем.

-6

Единственное, что мы можем знать точно, это то, что завод всегда отправляет эти документы в срок. Более того, еще до того, как машина покинула здание завода.

В ситуации с нашим клиентом так получилось, что мужчина забрал автомобиль, который только что приехал к нам. Такое бывает, но дополнительно это было прописано в акте и озвучено на словах, что нужно будет подождать.

За комментариями мы также обратились к председателю Белорусской автомобильной ассоциации Сергею Михневичу:

"Изначально хочется сказать, что вины дилера здесь нет. Белорусская автомобильная ассоциация в свое время договорилась с Министерством промышленности Беларуси, а также с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации о том, что автомобили, произведенные в России, которые у нас освобождены от уплаты утилизационного сбора, будут сопровождаться соответствующим уведомлением по линии связи между Министерством промышленности РБ и Минпромторгом РФ.

Здесь работает очень сложная цепочка, которая, к сожалению, иногда дает сбои. И получается, что автомобиль уже есть в наличии и его можно продавать, а уведомления и документы не пришли так быстро, как хотелось бы. Эти задержки могут возникнуть на любом из этапов цепочки: как при передаче данных от завода до Министерства промышленности и торговли РФ, так и от Минпромторга РФ до Министерства промышленности РБ. Чаще задержки происходят с российской стороны.В Беларуси, как правило, все работает исправно. В Минпроме РБ стараются сразу рассылать уведомления в БАА, таможню и ГАИ, чтобы информация была во всех профильных инстанциях.  На основании этих уведомлений при регистрации инспектор сверяет наличие в реестре такого VIN, который подается на регистрацию.

-7

Конечно, если клиент действительно находится в тяжелой ситуации и ему очень нужна машина, дилер может сам оплатить утилизационный сбор и потом уже решать вопрос с возвратом этой суммы после того, как к придет уведомление. Но этот вопрос следует задавать непосредственно этому автодилеру. Такая возможность есть, но это не очень эффективная схема: она приведет к удорожанию автомобилей и неоправданным финансовым потерям дилера. Потом эти деньги очень сложно вернуть из госбюджета. 

Возможно, что проблема с передачей данных решится, когда введут электронные ПТС и все эти уведомления будут неактуальными. Но, насколько я понимаю, срок внедрения электронных паспортов для транспортных средств пока установлен на ноябрь 2019 года, и я боюсь, что он будет смещен".

Принимая во внимание доводы обеих сторон конфликтной ситуации, можно понять как клиента, который более двух недель не мог воспользоваться купленным автомобилем, так и дилера, который в данной ситуации тоже находится в стадии ожидания документов на утилизационный сбор. Почему дилер не оплатил утилизационный сбор за собственные средства? Вопрос остается открытым. 

Единственное, что можно сказать наверняка, - до внедрения новой системы с электронными ПТС данная ситуация точно не будет последней.

Василий ВОЛКОВ
ABW.BY
Фото героя материала и из архива редакции

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber

Авто
5,66 млн интересуются