Если депрессии в религиозных текстах соответствует уныние и отчаяние, то психологии жертвы - соответствует саможаление.
"Хватит себя жалеть", "хватить винить во всем других" - говорят жалующемуся человеку люди, которым он крепко надоел, но которые хотят помочь ему (не факт, но).
Это чем-то правильные советы (не будь они так сильно сдобрены раздражением). Но внутренне они воспринимаются как "откажись от своей правды". Почему?
Подвох в том, что нет никакой прямой связи между отказом от психологии жертвы и правотой. Не все те люди, которые были правы и пострадали - жалуются и мучаются. Даже наоборот - чем более правым себя чувствует человек в обстоятельствах измены, предательства, или например увольнения, тем менее органичны для него жалобы и ощущение себя жертвой чужих злых поступков. Скорее он чувствует почти стоическую собранность.
Человек, который упивается саможалением, как раз внутренне пока никак не может осознать, что его правота, которая возможно действительно есть, отдельно, а чужие действия - отдельно и запросто могут противоречить правоте.
Поэтому перестать считать себя жертвой, а другого - виновником - не означает взять вину на себя. Поэтому же люди с психологией жертвы могут быть объективно правы в той ситуации, о которой рассказывают.
Просто это ничего не меняет, и именно этого жалеющий себя человек никак не хочет принять. Именно это неумение переживать неправды мира в одиночку - и делает его жалким и придает его виду и речи такие неприятные интонации, а мировоззрению - безвыходность.