Можно до хрипоты спорить, зачем нужны храмы и церкви, можно принимать или нет постулаты веры, однако отрицать величие архитектурной мысли , мастерство зодчих, каменщиков, литейщиков куполов и иконописцев, отрицать невозможно.
Если бы у них было сердце, большое человеческое сердце, могу представить, сколько боли там скопилось, горя и разочарования.
Только в одном Бежецке в начале века насчитывалось 24 храма и один женский монастырь. Из них почти все были разрушены. Сегодня действует три.
Врывались люди в храмы, срывали золото, вывозили ценности, мало того, сбрасывали купола, обезглавливали, так скажем, храм, сбивали кресты и взрывали колокольни. Нужен был кирпич для постройки других зданий, нужно было много всего…. Разрушив прежнее.
Смывали фрески, безжалостно забеливали, то, во что прежде верили. Но об этом не будем, сейчас о том поговорим, что осталось….
Недалеко от районного центра расположено село Градницы. Там в 19 веке был построен большой, можно даже сказать, огромный по размерам Храм Троицы Живоначальной . По масштабам храм сравним с Храмом Христа Спасителя в Москве. Однако, архитектурно совершенно другой.
Маленькая историческая справка, приведу ее отдельным абзацем: Церковь Троицкая была построена в 1794 году, каменная, престолов три: в холодной Святой Троицы, в теплой: Казанской Божией Матери и Апостолов Петра и Павла. Отдельно стоящая колокольня сооружена между 1808 и 1818 гг., в 1836 г. её объединили с трапезной небольшим притвором. Прямоугольный в плане церковный участок с кладбищем в первой половине XIX в. был обнесен кирпичной оградой с четырьмя башнями (сохранились юго-западная и юго-восточная). Комплекс, состоящий из кирпичных оштукатуренных сооружений, находится на сельской площади к югу от главной улицы. В 1992 г. в Московском культурно-реставрационном центре был выполнен проект реставрации церкви (архитектор Г.Н. Усманова).
Итак, обнесен храм был забором, сегодня от него остались только две башенки. Примечателен храм был тем, что имел большую колокольню. Говорят, что звон колокола слышен был на всю округу.
Храм был возведен на месте кладбищенской церкви, впрочем, как свидетельствуют источники, в Градницах прежде люди не селились, там было огромное кладбище.
Кто и как построил храм, нет точных данных. Каким он был, можно догадаться по оставшимся развалинам. Смотрю на него, и кажется, что чья-та неведомая рука взяла и разорвала колокольню, как листок бумагу пополам.
Первое впечатление, когда смотришь на оставшиеся колонны, что ты вдруг переселился в Афины или в Иерусалим.
Заходим внутрь. Там сухо и чисто, пола нет, сорван, возможно, он был железный, как у большинства церквей того времени. На металл сдали , скорее всего. Сорваны и перекрытия. Говорят, колокольню взрывали, но полностью разрушить не смогли.
На стенах сохранились фрески. Их смывали, однако не смогли полностью уничтожить. На месте алтаря – кирпичная стена, да доски в один ряд.
На противоположной стороне, над входом в трапезную, соединяющую приход с колокольней просматривается фреска: колонны большого храма, арка, небо…. И сквозь дыру, мы видим повторение этих колон уже в реальности на колокольне.
Возможно, что это картина "Изгнание торгующих их Храма". Могу предположить, что эту фреску иконописцы скопировали с полотен великих живописцев, возможно Эль Греко, "Изгнание торгующий из храма" год создания 1660, которая сейчас храниться в Национальной галереи в Лондоне.
Этот сюжет и был изображен на стенах Троицкого Храма, как символ очищения и возрождения. Хочется в это верить. Ведь не зря же эта фреска, хоть частично, но сохранилась.
Как я потом узнала в селе Еськи, Бежецкого района стоит подобный храм, Церковь Богоявления Господня.
Он похож по архитектуре и внутренней росписи, там также есть данная роспись. Храм сохранился в лучшем состоянии.
Однако, там мне еще предстоит побывать, а потому, вернемся в Градницы. Жители говорят, что расписывали Троицкий храм местные художники, если это верная информация, то скажу, были они очень талантливы, и без образования, сделать такие фрески не смогли бы. Если были крепостными, то в любом случае, учились у заграничных мастеров.
Напротив храма сегодня стоит их дом, привезенный в Градницы из родового имения Слепнева. Само имение умерло, да и деревни уже нет, одна трава. Хотя, нет, осталось очертание прудика, великолепного сада, вековой дуб и одичавшие яблони.
В Троицкий храм заходить, конечно, нынче, не безопасно, однако пока еще возможно. Стены с пролетарскими гвоздями, удручают, однако, не потерял храм своего величия.
Рука проходит крестным знамением, и хочется поклониться, только вот кому…. Наверно, там все-таки осталась в здании сила и дух высшей любви и веры. Он, как может, сохраняет намоленность и благосклонно раскрывает свои ворота тем, кто пришел с добром.
Немного кружится голова. Кружится от увиденного разрушения, от сожаления, или от очищения.
Мы вышли из Храма молча: постояли, вздохнули и … пошли с теплом в сердце. Отрадно то, что сама земля восстанавливает ушедшее. В 2018 году напротив разрушенного , воздвигли новый Храм Николая Чудотворца и Анны Кашинской.
Комплекс небольшой, современный, с отдельно стоящей звонницей. Однако это место сегодня стало не только православной святыней, но и территорией культурного возрождения России. Сюда приезжают люди, заходят в церковь, могут посетить музей Анны Ахматовой и Гумилева "Дом поэтов", зайти в трапезную, отдохнуть, побеседовать, пройтись по тропинкам среди вековых елок.
А разрушенный православный Храм величаво стоит, мужественно ожидая своего или полного разрушения, или восстановления,или сохранения, пусть если не полного, но хотя бы в том виде, в каком он сейчас. Ведь он готов еще служить людям и его стены хранят много историй, которые он готов рассказать, но не всем, вот мы и надеемся, что постепенно информация о храме выйдет их архивов памяти....
Ваша Татьяна Тес
Понравился материал, ставьте ЛАЙК .
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ. Будем вместе узнавать новое и идти вперед!
мой канал на Проза ру