Найти тему
Древности нашей ойкумены

Киренийское судно, или Лодка, которой 2400 лет

Отторгнутый турками Северный Кипр - незаживающая рана современных киприотов. Ее можно почесать, зайдя в Талассу - муниципальный музей моря. Главным экспонатом этого музея, несомненно, является КОПИЯ. Реплика античного корабля, оригинал которого остался на турецкой территории - он демонстрируется в Киренийском замке.

Вот такой увидели лодку археологи
Вот такой увидели лодку археологи

В IV веке до н.э. (между 325 и 315 гг.) у берегов Кипра (неподалеку от Кирении, теперь турецкого города Гирне) потерпело крушение торговое судно. Небольшое по современным меркам - длиной 14 метров, шириной - 4,5.

Экипаж ее состоял, по-видимому, из четырех человек - на это указывает количество найденной посуды и приборов, по четыре кувшина, миски, ложки и чаши плюс бронзовый котел.

Вот такой увидели лодку археологи
Вот такой увидели лодку археологи

Нашел его в 1965 году совершенно случайно ныряльщик (как сейчас сказали бы - дайвер) из Кирении Андреас Маттеу Кариолу по прозвищу Аррис, пытаясь поймать за волочившийся по дну якорь свою лодку. Правда, собственная лодка оказалась дороже античной, и Кариолу просто не запомнил место, где якорь зацепился за древние горшки.

Зал в Талассе, посвященный Киренийской лодке
Зал в Талассе, посвященный Киренийской лодке

Чтобы вновь найти его, Андреасу пришлось нырять еще два года. В 1967 году место кораблекрушения было опять обнаружено, и за два экспедиционных лета 1968 и 69 годов корабль был исследован и поднят.

Зал в Талассе, посвященный Киренийской лодке
Зал в Талассе, посвященный Киренийской лодке

Это тоже оказалось делом нелегким, потому что у правительства Кипра с финансами на подобные расходы оказалось не слишком хорошо.

Зал в Талассе, посвященный Киренийской лодке
Зал в Талассе, посвященный Киренийской лодке

Пришлось обратиться за помощью к американцам. Как раз в это время на острове по приглашению Кипрского Управления древностями работала археологическая миссия под руководством Майкла Катцева (Michael L. Katzev), аспиранта Джорджа Басса (George F. Bass).

Зал в Талассе, посвященный Киренийской лодке
Зал в Талассе, посвященный Киренийской лодке

Басс - довольно известный археолог и основатель подводной археологии (на русский язык переведена его книга "Подводная археология. Древние народы и страны"), и именно его идеей был поиск по Средиземноморью объектов для изучения. Убедившись, что найденное Кариолу достойно изучения, американцы вернулись домой и организовали серьезную экспедицию с международным составом.

Зал в Талассе, посвященный Киренийской лодке
Зал в Талассе, посвященный Киренийской лодке

То, что вы видите на фотографиях из кипрского музея, - тщательная реконструкция Киренийской лодки по данным археологии.

Реконструкция Киренийской лодки
Реконструкция Киренийской лодки

Судно считается сохранившимся на 75%.

Погибло оно очень компактно - раскоп составлял прямоугольник 19 х 10 м (см. выше размеры самого судна). И не слишком глубоко - примерно на глубине около 30 метров.

Реконструкция Киренийской лодки
Реконструкция Киренийской лодки

Одна мачта, одна рея, один прямой парус. Вместо центрального руля - два рулевых весла сзади.

Реконструкция Киренийской лодки
Реконструкция Киренийской лодки

Из тщательного изучения остатков лодки специалисты узнали, что за свою жизнь примерно в четверть века судно перенесло 4 ремонта.

Реконструкция Киренийской лодки
Реконструкция Киренийской лодки

На борт "Кирения" могла взять до 30 т груза.

Реконструкция Киренийской лодки
Реконструкция Киренийской лодки

Груз судна был не слишком разнообразным и интересным: более 400 амфор для вина. Подавляющее большинство амфор на "Кирении" (как назвали судно) составляли родосские последней трети IV века до н.э. (помимо них, в трюме судна были амфоры еще 9 типов).

Реконструкция Киренийской лодки
Реконструкция Киренийской лодки

В семи (десяти?) самосских амфорах был миндаль, возможно, кипрского происхождения. Радиоуглеродный анализ миндаля указал на начало III века до н.э., а дерева, из которого сделан корпус судна - на начало IV в. до н.э.

Реконструкция Киренийской лодки
Реконструкция Киренийской лодки

Здесь следует сделать небольшое отступление об амфорах. Это корабельная керамическая тара, то есть, глиняные сосуды, используемые для транспортировки жидких продуктов: вина, масла, нефти и пр. Нам известны различные античные центры производства амфор, отличавшиеся формами своей продукции (при, разумеется, общем одинаковом виде амфор, знакомом нам с детства), которые, к тому же, клеймили свои горшки. Все это, как вы понимаете, помогает в датировании находок, в определении торговых связей в тогдашней ойкумене и объемах импорта-экспорта.

 Реконструкция свалки амфор с "Кирении" после кораблекрушения
Реконструкция свалки амфор с "Кирении" после кораблекрушения

Существует типология этих сосудов (так сказать, каталог) - система форм и стандартов античных амфор, при этом в одних и тех же центрах производства в одно и то же время могли существовать различные стандарты амфор или, наоборот, определенным хронологическим периодам производства могли быть присущи определенные стандарты, что увеличивает количество типов этих сосудов.

В общем, для читателя такая специализация особо и не нужна, но при широком кругозоре позволяет понять точность датирования кораблекрушения. Кстати, типология амфор - на самом деле, вовсе не закостеневшая от времени таблица, а время от времени уточняемая система.

Реконструкция Киренийской лодки
Реконструкция Киренийской лодки

Еще немного подробностей: вдоль киля в трюме в три ряда было уложено 29 жерновов, игравших роль балласта, с отметками острова Нисирос (это Южные Эгейские острова); с внешней стороны были обнаружены сначала фрагменты, а потом и сами свинцовые листы, защищавшие корпус судна от воздействий моря. На корме сохранились более сотни свинцовых парусных колец (что указывает на его снятие до кораблекрушения), а в носовой части - более 300 свинцовых грузиков (остатки рыболовной сети).

При этом на торговом судне не было найдено никаких приспособлений, скажем, для взвешивания и практически никаких денег, кроме семи мелких бронзовых монеток 306-294 гг. до н.э. Останков экипажа также не нашли, но в корпусе судна обнаружили застрявшие наконечники копий. А вкупе с отсутствием ценных вещей на судне это может указывать на пиратское нападение. По грузу был определен примерный последний маршрут "Кирении" - с островов в восточной части Эгейского моря через Самос и Кос на Родос, а оттуда - на Кипр.

Реконструкция Киренийской лодки
Реконструкция Киренийской лодки

За прошедшее со дня поднятия "Кирении" на сушу времени энтузиасты выстроили аж три копии судна. Третья из них триумфально доставила в 2004 году в Афины символический груз меди, из которой были отлиты олимпийские медали.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.