Дискриминация в сфере занятости – это неравное отношение к работникам со стороны работодателя или руководства.
Дискриминация на работе может быть вызвана неравным обращением с работниками. В этой ситуации дискриминированный работник может обратиться в суд. Его задача - доказать неравное обращение. Тогда работодателю придется доказать, что он руководствовался объективными причинами при принятии своего решения.
Как бороться с дискриминацией?
Если вы столкнулись с дискриминацией, не спешите сразу идти в суд. Российское законодательство не имеет четкого определения того, чем является дискриминация. Поэтому конфликт лучше попытаться решить внутри коллектива.
Если вы испытываете дискриминацию на рабочем месте, вы должны сообщить об этом старшему менеджеру, директору или в отдел кадров. Ваш работодатель несет ответственность за предотвращение преследования в компании и должен действовать в соответствии с законом, если вы сообщаете им о таком поведении своего руководства. Вы можете пожаловаться на дискриминацию, даже если ваш обидчик не работает на компанию, а, например, является клиентом или работает в другой компании.
Если проблему нельзя решить внутри коллектива, вы можете попытаться найти защиту в профсоюзе.
Если и профсоюз не может вам помочь, или его нет, то вы можете защитить своим права в суде.
Но прежде чем вы отправитесь писать исковое заявление, разберитесь в вопросе наличия дискриминации, поскольку не всегда дискриминационные действия являются злым умыслом со стороны работодателя. Иногда он руководствуется необходимостью, которая может быть признана судом справедливой или вынужденной.
Когда дискриминация может быть признана обоснованной?
Работодатель может отказаться давать работу лицу из определенной группы, потому что он / она не подходит для этой роли. Тем не менее, важно убедиться, что существует реальное несоответствие фактическим требованиям и отказ не опирается на стереотипы или предположения.
Например, люди в возрасте до 18 лет не могут законно продавать алкоголь, поэтому не будет классифицироваться как дискриминация по возрасту, если работодатель отказывается нанимать людей в возрасте до 18 лет на работу, где важна продажа алкоголя.
Однако если работодатель отказался нанять мусульманина, предполагая, что он откажется работать с алкоголем, это будет рассматриваться как дискриминация, потому что не все мусульмане будут иметь проблемы с этим.
Работодатели также имеют право на дискриминацию в отношении лиц, которые в определенных обстоятельствах имеют определенные характеристики. Если они думают, что люди с особыми характеристиками находятся в невыгодном положении, у них разные потребности из-за их характеристик или что непропорционально низкое число людей с этими характеристиками вовлечено в определенную деятельность (в конкретной отрасли, отделе), они могут принять соответствующие меры.
Это означает, что работодатели могут нанимать людей исходя из их конкретных потребностей. Примером этого является начальная школа, которая хочет нанять мужчин, если большинство их сотрудников - женщины.
При судебном обжаловании факта дискриминации важно определиться с критериями дискриминации.
Критерии дискриминации
Критериями дискриминации могут быть так называемые дискриминационные характеристики - пол, возраст, инвалидность, раса, религия, национальность, политические убеждения, членство в профсоюзе, этническое происхождение, религия, сексуальная ориентация. При этом постоянная или неопределенная занятость, полная или частичная занятость, не могут являться критерием дискриминации и не воспринимаются судом как предпосылки дискриминации.
Дискриминация также может иметь место на основе других критериев. В такой ситуации суд должен оценить, является ли данное условие дискриминационным.
Обязательство обосновывать
ГПК России (ст. 56) предусматривает обязательное обоснование претензии, обвинения или возражения.
В случае события, приводящего к дискриминации в сфере занятости, работник не обязан доказывать, что его положение изменилось на основе дискриминационного критерия. Однако он должен обосновать утверждение о неравном обращении и указать, что, по его мнению, работодатель применяет критерий дискриминации.
Работник должен только показывать, что его положение изменилось, а работодатель должен доказать, что он руководствовался объективными предпосылками при принятии решения. Работник должен указать факты, подтверждающие обвинение в неравном обращении при приеме на работу, а затем работодатель подвергается бремени доказывания того, что он руководствовался объективными причинами. Работодатель показывает, что его действие отличалось от дискриминационного поведения. Он должен доказать, что его критерий в данных обстоятельствах был объективно обоснованным.