Вот ведь в чем парадокс. Мы не боимся прошлого (потому, что оно уже случилось), мы не боимся настоящего (мы уже находимся в нем), но все мы боимся будущего (оно неизвестно). И неизвестности мы боимся больше всего. Не так страшен экзамен во время ответа на билет. И не так страшен разговор с начальством, когда он уже идет минут десять. Но когда до ответственного момента есть время, страх может нас парализовать.
Иногда даже кажется, что, если бы мы не предвидели и не обдумывали заранее сложные моменты в жизни, они не были бы такими страшными. Это как будто ехать на большой скорости без тормозов по дороге и не видеть, что через 5 минут будет пропасть. Мы бы легко проехали этот путь. Но если бы мы знали, что эта пропасть нас ждет, то авария произошла бы гораздо раньше. Страх – очень сильная эмоция.
Жизнь – эта та же самая езда без тормозов. Мы не можем остановиться, на какое-то время передохнуть, поехать обратно. Жизнь нас несет. И с бешеной скоростью один день меняется на другой, хотим мы этого или нет.
Конечно, тот факт, что мы можем предвидеть проблемы, позволяет нам надеяться, что всё в наших руках и создаёт иллюзию, что мы можем избежать плохих последствий. Но это не всегда так. Бывает, что трудного разговора не избежать или публичного выступления, или сложного экзамена.
Мы боимся, только тогда, когда ощущаем свою слабость перед противником, публикой, преподавателем… и веря в свою слабость мы становимся еще слабее.
Но как быть, когда объективно мы слабее нашего противника?
Ну, во-первых, об объективности не может быть и речи. Вам же приходилось видеть людей с завышенной и заниженной самооценками. И где гарантия, что наша личная самооценка соответствует действительности?
Если мы находимся в среде единомышленников или в среде где нас любят, нам кажется, что мы не такие уж и плохие, а даже, в чем-то лучше других. Если мы в месте, где нас не уважают и не ценят, запросто может закрасться мысль, что, может быть, окружающие правы?
К слову, окружающие тоже не могут к нам относиться объективно. Начальник нас видит одним образом, а подчиненный по-другому.
Точно так же и мы. Когда мы ведем беседу с оппонентом, то мы беседуем с ним через наши представления о нем. У нас есть определенная собранная информация и она не может быть полной (мы не до конца знаем его прошлого, не знаем его переживаний, не знаем, о чем он мечтает и т. д.)
Так, что в этом вопросе объективности нет и быть не может. И отсутствие объективности нам только на руку.
У каждого из нас есть образ, идеал, на который мы хотим быть похожи и который не можем достигнуть (это может быть известная личность, или наш знакомый, или просто нарисованный нашим сознанием идеал) и уж этот персонаж точно бы не испугался и не остановился бы ни перед какими сложностями.
Вот он нам и нужен. Никакого шаманства, нужно очень подробно представить эту личность. И представить, что все качества, которыми обладает идеал теперь обладаете и Вы. И что Вы совсем не тот, каким представляет себе Ваше начальство, и Вы не тот, каким кажетесь себе самому. Вы теперь другой человек, который верит в себя и может справиться с любой ситуацией.
Этот метод помог мне в юности научиться плавать. Я представила себя уже плавающей в реке и довольно сносно. Представила свои движения в воде. И да, после этих воображений я зашла в воду и поплыла (конечно, не так как себе представляла, но тем не менее)
Этот метод помогает мне и по сей день. Перед сложной ситуацией или ответственным моментом, я примеряю на себя необходимые мне качества, ведь никто не знает, какая я на самом деле: ни окружающие меня, и даже я сама.