Автор этого текста решил написать о новых памятниках, появившихся уже в XXI веке отдельный цикл статей, поскольку так гораздо удобнее. К тому же можно сгруппировать памятники по темам. Сегодня я решил подобрать памятники по такой интересной теме, как вологодские речевые особенности.
В рамках понятия черты духовной оседлости, введённого Егором Холмогоровым, огромную важность имеет всё то, что заставляет тебя гордиться своей малой родиной и ощущать свою некоторую особенность, которая, однако, является частью одной большой общерусской идентичности. Автор этого текста ранее скептично относился к памятнику, отнесённому к теме статьи, но со временем осознал всю его важность. Это гордость за эту черту нашей особенности, которая выделяет нас из числа других городов.
Памятник букве О был установлен в историческом центре города, на набережной недалеко от Соборной горки 30 июня 2012 года, в период, когда у нас традиционно отмечается День города. Инициаторами установки памятника стали студенты Вологодского института бизнеса. В самом деле, вологжанам (упаси Бог вас назвать моих земляков вологодцами - они посмотрят на вас с неодобрением) присуще в речи делать упор на букву О - окать. У городских это заметно не так сильно, а порой и (с помощью логопедов) не заметно совсем. У выходцев из районов, из села это уже заметно больше. Впрочем, автора этих строк, горожанина в 3-м поколении, в Москве всё равно определили как вологодского именно по налеганию на О, хотя и не очень заметному.
Северорусскими вологодскими говорами занимается уже ставшая известной на всю страну энтузиастка Екатерина Куваева. Катя фактически занимается сохранением этого живого народного нашего достояния. Можно сказать, она и сама в некотором роде уже наше достояние. Как являются таковыми и вологодские кузнечных дел мастера, способные сковать и букву О, и целую скамейку.
Международный фестиваль народных промыслов и ремёсел «ГОРОД РЕМЁСЕЛ» берёт своё начало с шулеповского периода - именно при нём в конце июня - начале июля, когда проходит празднование Дня города, начали проводить это мероприятие, являющееся демонстрацией того, что народная ремесленная традиция жива. Мастерами являются не древние старцы с убелёнными годами длинными бородами, а молодые, крепкие и часто бородатые люди, которым это интересно и, что называется, "в кайф". И вот кузнечных день мастера на очередном фестивале 27 июня 2015 года подарили нашему городу скамейку с надписью "Посидим-поокаем", поставив её на весьма живописном участке набережной, откуда можно наблюдать за барочной Сретенской церковью, барочной ночлежкой и выполненном в сталинско-классицистском стиле бывшем домом культуры. А скоро там будет ещё и каменная набережная. уже сейчас будоражащая умы "настоящих" вологжан. 25 июня 2016 года сей арт-объект был дополнен гармошкой и чугунной же книжкой со стихами великого вологодского поэта Николая Рубцова - их можно даже прочитать:
Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок,
Красотою древнерусской
Обновился городок.
Как уже поняли читатели, Николай Рубцов. гонимый и непринимаемый властью при жизни, стал востребован ею уже после его смерти и превратился в один из брендов Вологодчины. Впрочем, это всё-таки хорошо - стихи у него и в самом деле чудесные. Проходит ежегодный фестиваль "Рубцовская осень" в сентябре и много чего ещё. Ставят и памятники - в Тотьме его установили ещё в конце 1980-х, это ранняя работа тогда ещё начинавшего Вячеслава Клыкова - вне сомнения одного из великих русских скульпторов-монументалистов. 27 июня 1998 года и Вологда обзавелась памятником человеку, который трагически закончил здесь свою жизнь (родился Рубцов, надо сказать, на территории Архангельской области, жил в Тотьме, потом был и в Мурманске, на флотской службе, и в Ленинграде, но в итоге принесла его река жизни в Вологду и здесь он и остался навеки). Выполненный череповецким скульптором А. М. Шебуниным, он установлен в сквере недалеко от Петровского домика (здесь ночевал в своё время сам Пётр Великий, а также это самый старый городской музей - причём, не возобновлённый, а действовавший всё это время с конца XIX века практически беспрерывно) - на месте церкви Феодора Стратилата, снесённой большевицкими безбожниками. Причём, вопреки сочинённому им при жизни шуточному стихотворению
Мне поставят памятник на селе -
Буду я и каменный "навеселе"
Рубцов на памятнике вполне серьёзен и явно трезво взирает на окружающую действительность. Впрочем, и стоит он не на селе, а в старинном русском и северо-европейском городе. Но здесь его помнят и любят. И хотя он был человек со своими слабостями, порой весьма неприятными, это не могло и не может затенить собой его гения, порой озорного, а порой глубоко серьёзного. И каждый вологжанин со школьной скамьи помнит и твердит себе на память:
Взбегу на холм
и упаду
в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
Засвищут стрелы будто наяву,
Блеснёт в глаза кривым ножом монгола!
Пустынный свет на звёздных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя…
Россия, Русь —
Куда я ни взгляну!
За все́ твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времён татары и монголы,
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окре́ст,
А лес крестов в окрестностях России.
Кресты, кресты…
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они — и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной — безсмертных звёзд Руси,
Спокойных звёзд безбрежное мерцанье…
И напоследок - разрисованный местными энтузиастами непонятный несколько объект - вроде вход в бомбоубежище, как я слышал. На нём появились стихи другого великого русского поэта - Сергея Есенина, хулиганствующего, дерзкого, но искренне любившего Россию и принявшего мученическую кончину (кажется, сегодня уже многие уверены в том, что его убили, никакого самоубийства не было), в котором было немного что-то от Франсуа Вийона и который был близок духовно Николаю Рубцову, в чём-то они были схожи, даже и судьбами. Есенин в Вологде побывал дважды - в 1916 году, по поводу издания своего сборника стихов, и в 1917 году - сыграл здесь свадьбу с Зинаидой Райх. Из нашей губернии был родом его близкий друг Алексей Ганин, расстрелянный позже большевиками. А "крёстный" Есенина в поэзии Николай Клюев происходил из деревни Вытегорского уезда тогда Олонецкой губернии (за это в Вытегре ему поставили в наши дни памятник). Такие вот интересные вещи выясняются порой.
На этом заканчивается текст, но не сам рассказ о памятниках Вологды вообще. В следующих статьях вы узнаете ещё много нового и интересного для себя, если ещё не знали.