Боголюбово, конечно, известно всем. А вот предшествующая ему Кидекша не то, чтобы совсем не известна, но недооценена. Сегодня это небольшое село в Суздальском Ополье (так называется пространство, окруженное лесами и пригодное для земледелия), всего в двух километрах от Суздаля. Очень известное место среди историков и архитекторов, но многие туристы по пути в Суздаль пропускают Кидекшу. А зря. Она во многом определила дальнейшее развитие русской истории и архитектуры.
В Кидекше располагалась загородная резиденция Юрия Долгорукого и до наших дней уцелели валы древнего городка, построенного славянами на месте селения финно-угорского племени меря. Но главное – здесь можно увидеть во многом необычный для русского зодчества придворный храм Юрия Долгорукого, в котором похоронены его сын Борис с женой и дочкой, то есть внучкой Юрия.
Храм Бориса и Глеба в Кидекше построен по приказу Юрия Долгорукого в 1152 году, его ближайшие аналоги – Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь Спаса в Суздале и др.
Русские князья, как и многие западноевропейские правители, веками боялись своих бояр и тем более народного веча, поэтому нередко строили свои резиденции вне городов. Кидекша – пример такой резиденции рядом с Суздалем по типу Вышгорода рядом с Киевом или более позднего Боголюбово рядом с Владимиром или еще более поздней Опричной слободы в Александрове под Москвой. Отчасти этими же причинами (боязнью народа) вызваны неоднократные переносы столицы русского государства. В 1125 году Юрий Долгорукий перенес свою столицу из Ростова в Суздаль, а его сын Андрей Боголюбский – в 1157 во Владимир.
В русской традиции любят делать упор на так называемой княжеской колонизации, когда честь основания того или иного города приписывается князьям. Действительно, при Юрии Долгоруком в Залесской Руси, являвшейся тогда дальней окраиной Киевской Руси, среди лесов и болот были построены новые городки, обнесенные валами: Москва, Юрьев-Польской, Переславль-Залесский, Дмитров, Звенигород, Городец-Мещерский (Касимов) и др.
Но почти всегда они строились на месте уже существовавших веками поселений финно-угорских племен (меря, мурома, мещера). Например, Переславль Залесский соседствует с изначально мерянскими Александровой горой (она же Ярилина плешь) и городком Клещин. Плюс новые города заселялись славянскими колонистами из Поднепровья, бежавшими от степных кочевников: печенегов и половцев, - без них активного роста городов не было бы. В общеевропейской истории это был процесс внутренней колонизации, который происходил тогда во многих регионах Европы. Скажем, немцы, голландцы, фламандцы и валлоны активно колонизировали восток и север Европы.
Храм в Кидекше назван в честь братьев Бориса и Глеба, которые якобы встретились здесь. На самом деле, Борис и Глеб – это еще и имена сыновей Юрия Долгорукого. Мерянское селение существовало здесь задолго до появления славян.
Кидекша – это финно-угорское (мерянское) название речки, смысл которого выводят из современного марийского языка: каменная речка, каменный залив. Это название сохранилось в русской кальке – названии речки Каменки. До сих пор можно увидеть пойменные луга под бывшими валами старинного городка у берегов Нерли.
Крепость Кидекша контролировала речной путь в Суздаль, так как располагалась у слияния Кидекши и Нерли, здесь же был брод через реку. (Аналогично Боголюбово контролировало речной путь у слияния Нерли и Клязьмы, выступая в роли речной таможни).
Церковь в Кидекше, построенная по распоряжению Юрия Долгорукого, относится к числу первых в Залесской Руси образцов белокаменного зодчества, или русской романики, то есть русского аналога западноевропейской романской архитектуры и скульптуры, предшествовавших готике.
Уже Татищев утверждал, что германский император Фридрих I Барбаросса прислал Андрею Боголюбскому своих мастеров (то ли немецких, то ли с севера Италии, куда Барбаросса не раз ходил походами).
Причем культурные связи с Германской империей начались не при Андрее Боголюбском, а еще при его отце Юрии Долгоруком и даже раньше. Долгорукий посылал посольства к немцам и то ли принимал от них мастеров, то ли посылал своих зодчих на обучение в Европу. В храме в Кидекше был впервые использован универсальный декор романского типа, характерный для европейских католических храмов. Авторитетный исследователь С.В. Заграевский считает, что его прототипом послужил романский собор в немецком Шпейере на Рейне.
Это неудивительно. Ведь родная тетка Юрия Долгорукого (1090-е-1157), сестра его отца Владимира Мономаха (1053-1125), Евпраксия Киевская (1069-1109) в 1086 году была выдана замуж за Генриха фон Штаде, маркграфа Саксонской Северной марки, а после его смерти в 1089 году за 39-летнего германского императора Генриха IV и после принятия католичества коронована в Кельне. Но из-за сексуальных извращений мужа-императора (говоря современным языком, он был свингером) Евпраксия, уже принявшая имя Адельгейда, или Аделаида, в 1093 году бежала в Ватикан к папе римскому, а оттуда в Киев, где стала монахиней. Самого Юрия Долгорукого некоторые подозревали в том, что он наполовину был если не немцем, то англосаксом: первой женой Владимира Мономаха была Гита Уэссекская. Но потом историки решили, что все же его матерью была вторая (русская) жена Мономаха – Ефимия.
Как известно, Юрий Долгорукий в итоге своей политической деятельности добился великокняжеского (киевского) престола. Однако в 1157 году Долгорукий умер, видимо, отравленный киевскими боярами (он скончался через несколько дней после пира у некого Петрилы), его двор был разграблен народом, а суздальские бояре перебиты киевлянами.
О резиденции сына Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в Боголюбове читайте здесь.
О Переславле-Залесском читайте здесь.