Найти в Дзене
РЕКА ВРЕМЕНИ

Т-34 с башенкой механика-водителя вместо привычного люка

«Тридцатьчетверок», имеющих вместо люка механика-водителя в переднем броневом листе башенку, было изготовлено всего лишь две единицы. Это были самые первые танки Т-34, воплощенные в металл, и которые потом проходили полигонные и войсковые испытания перед принятием на вооружение и запуском этой легендарной машины в серийное производство.

Бронирование нового танка А-32, разработанного в КБ завода №183 и надежно защищавшее экипаж лишь от 12.7 мм боеприпасов, в свете значительно усилившегося противотанкового вооружения того времени, для среднего танка было уже недостаточным.

Полигонные испытания показали, что А-32 имеет хорошие резервы по увеличению веса, а это позволяло усилить бронирование танка без значительных конструктивных изменений и надежно защитить танк от противотанковых пушек калибра 37-45 мм.

15 сентября 1939 года было принято решение об усилении бронирования танка А-32 до 45 мм. Документ был подписан начальником АБТУ РККА, комкором Павловым.

Так танк А-32 после усиления бронирования превратился в легендарную «тридцатьчетверку».

И если в большинстве документов того времени танк известен под индексом А-34, то уже в отчетах по войсковым испытаниям эта машина проходит как Т-34. Поэтому часто, чтобы не было путаницы, в различных публикациях, рассказывающих о разработке «тридцатьчетверки», новый танк фигурирует под индексом Т-34(А-34).

Кроме усиления бронирования новой машины в конструкцию вносились изменения, связанные с устранением недостатков, выявленных в ходе испытания А-32.

Так, для улучшения обзорности и улучшения условия работы механика-водителя, вместо люка, имевшегося над местом мехвода на А-32, в верхнюю часть лобового листа был вварен бронеколпак (будка), имевший три смотровых прибора.

Проекции корпуса А-34 (чертеж И.Г. Желтова. https://t34inform.ru)
Проекции корпуса А-34 (чертеж И.Г. Желтова. https://t34inform.ru)

Первоначально был разработан колпак, имевший только три смотровых прибора, без возможности входа и выхода через него механика-водителя, но руководство АБТУ не приняло этот вариант, и на оба танка были установлены бронеколпаки, имевшие сверху трапециевидный люк.

Будка механика-водителя
Будка механика-водителя

В бронеколпаке имелся люк-пробка, размером 222х186 мм, и вне боевой обстановки механик-водитель, открыв его, мог вести наблюдение за местностью. Бронированная крышка люка была на петлях, и полностью ее открыть можно было только в том случае, когда башня была развернута в сторону левого или правого борта под углами от 70° до 115°. Только при таком положении башни механик-водитель мог занять свое место, или покинуть машину. В иных других случаях он, как и стрелок-радист, занимал и покидал свое место через башню люка.

26 февраля 1940 года ГУ НКВД направило в Комитет Обороны письмо за № 014/311, в котором указывалось на то, что при разработке танка А-34 происходит отступление от техусловий. В числе прочих отступлений от техусловий была указан и колпак механика-водителя.

-4

Начальник АБТУ Павлов, отвечая на запрос из Комитета Обороны отметил, что конструкция будки дорабатывается, и давать какие-то заключения преждевременно.

В феврале-апреле проходили войсковые испытания предсерийных танков Т-34. В ходе этих испытаний был совершен пробег по маршруту Харьков-Москва-Харьков, танки побывали на Ивановской площади, где проходил осмотр новой советской военной техники правительством СССР во главе со Сталиным, побывали на полигоне в Кубинке, где они прошли испытания обстрелом.

-5

В конце марта 1940 года Комитет Обороны принял решение о начале серийного производства танков Т-34.

По результату войсковых испытаний был составлен отчет. В нем в числе недостатков указывалась и рубка механика-водителя. Она не давала больших преимуществ в обзорности, но значительно затрудняла посадку и высадку из машины водителя.

В отчете содержалось требование разработать люк водителя, который бы обеспечивал его посадку и высадку при любом положении башни.

Люк  механика-водителя Т-34
Люк механика-водителя Т-34

От рубки механика-водителя решено было отказаться и в серию пошли Т-34 с люком в переднем броневом листе, который многие механики-водители, воевавшие на «тридцатьчетверке» считали удачным. Нередко эти люди рассказывали, как благодаря ему они спасли свою жизнь.