Найти тему
Сергей Славинский

Уставшие от продаж

Хосе Давид Альфаро Сикейрос, “Крестьяне”, 1913
Хосе Давид Альфаро Сикейрос, “Крестьяне”, 1913

Я знаю достаточно большое количество бизнесменов с очень похожими проблемами. Они удачно выстроили свой бизнес, который работает и приносит доход, но не приносит удовольствие. И это, на мой взгляд, проблема не личностного роста или неудовлетворенных амбиций. Описать, на мой взгляд, можно значительно проще.

Подобные исканий свойственны тем, кто работает с продуктом среднего и нижнего сегмента. Там огромный рынок и большая движуха, там сосредоточено большинство потребителей, но там есть одно “но”. Все технологии, все преимущества, все прорывы сосредоточены не вокруг продукта, а вокруг его дистрибуции. Т.е. задачей на этом рынке является не “сделать хорошо”, а “продать хорошо”. И выигрывает всегда тот, кто умеет продавать, а не умеет делать лучше всех. Парадокс? Нет. Ведь у покупателя в этом сегменте нет достаточного количества времени, чтобы разобраться в нюансах. Поэтому он выбирает не самое близкое, а самое легко доступное. Т.е. дистрибуцию и логистику.

Но в какой-то момент времени “постоянно продавать” — просто надоедает. Потому как все активности, изучение потребителей, увлекательные эксперименты и шаблонирование с автоматизацией лежат в одной сфере — сфере продаж. И продукт игрока нижнего и среднего сегментов — это отличные продажи. Без них никак. Но когда с ними всё хорошо — начинает тянуть в создание продукта. Даже не так, в создание Продукта. И в этот момент все сдаются. Потому как под созданием продукта маркетинговая машина — что классическая, что новомодная про лин, эджайл и сервисы — заточена под то, чтобы продавать. Или, ок, в продвинутой версии — чтобы больше покупали. А навыков создания продукта — нет.

Почему? Потому как для того, чтобы перейти из одного состояния в другое прежде всего надо отказаться от такой категории как “клиент” или “потребитель”. Чтобы лучше продать — его нужно постоянно спрашивать. Чтобы сделать продукт — его голос нужно научиться игнорировать. И сосредоточиться на том, чтобы сделать лучший продукт на рынке без оглядки на его цену.

Да, это первый шаг, за который чаще всего следует шаг назад. Но не сделав этот шаг, на “поле продукта” ступить невозможно. Поэтому за рамки продаж выбраться очень сложно. Скорее даже так — просто невозможно. И поэтому страдания есть, а выхода нет. Уставшие от продаж просто ищут другие, более весёлые или более опосредованные, но способы продаж. В ход идёт всё: когнитивная экономика, клиентоориентированность, романы с потребителями и прочие надстройки. Ради чего? Всего лишь ради продаж.

Но хочется ли войти в историю как “лучший в мире продавец” без своего продукта? Хочется ли себя осознавать тем, кто умеет хорошо продать? Кому-то этого достаточно, и в этом нет ничего плохого. Просто иные рассчитывают на большее…