Загородные резиденции русских князей Юрия Долгорукого и его сына Андрея Боголюбского имеют прямой аналог в немецкой истории. В германских землях они называются пфальцами: это слово, как и русское «палаты», происходит от латинского palatium – дворец. Некоторые историки полагают, что резиденция в Боголюбове была построена по образцу пфальца немецких императоров в Госларе. Не исключено, что он же послужил прототипом при возведении резиденции Юрия Долгорукого в Кидекше. Еще один возможный прототип - замок (пфальц), он же речная таможня Кайзерсверт на Рейне (ныне в пределах современного Дюссельдорфа).
С берегов Рейна на берега Клязьмы и Нерли
Кайзерсверт - дословно «Царский остров», так как вначале он был действительно расположен на острове, который еще в раннее средневековье был тесно связан с персонажами русской истории. В 1062 году кельнский епископ Анно II похитил из этого пфальца 11-летнего императора Генриха IV у его вдовствующей королевы-матери Агнесс и увез в Кельн, требуя назначить его регентом при малолетнем наследнике. Возможно, эти события отчасти объясняют дальнейшие извращения этого императора во взрослой жизни.
Родная тетка Юрия Долгорукого (1090-е-1157), сестра его отца Владимира Мономаха (1053-1125), Евпраксия Киевская (1069-1109) в 1086 году была выдана замуж за Генриха фон Штаде, маркграфа Саксонской Северной марки, а после его смерти в 1089 году за 39-летнего германского императора Генриха IV и после принятия католичества коронована в Кельне. Но из-за сексуальных извращений мужа-императора (говоря современным языком, он был свингером) Евпраксия, уже принявшая имя Адельгейда, или Аделаида, в 1093 году бежала в Ватикан к папе римскому, а оттуда в Киев, где стала монахиней.
Но вернемся к Кайзерсверту. В 1174 году император Фридрих I Барбаросса перенес в Кайзерсверт речную таможню на Рейне и начал там строительство нового замка-пфальца. Таким образом, по своей структуре и функциональности Кайзерсверт полностью соответствует Боголюбово: имперский замок, выполняющий представительскую функцию и функцию речной таможни. Боголюбово контролировало речной путь у слияния Нерли и Клязьмы, выступая в роли речной таможни, как Кайзерсверт – на Рейне.
Приключения итальянских зодчих во Владимиро-Суздальском княжестве
Еще Татищев утверждал, что германский император Фридрих I Барбаросса прислал Андрею Боголюбскому своих мастеров: то ли немецких, то ли с севера Италии, куда Барбаросса не раз ходил походами. Другие исследователи полагают, что зодчие, работавшие во Владимире и в Боголюбове, были русскими, но отучились в Европе. В любом случае, присутствие романских мотивов в постройках Боголюбово и Владимира уже давно признано учеными.
Белый известняк для строительства построек во Владимире и Боголюбово добывали в каменоломнях к юго-востоку от современной Москвы, в тогдашних землях вятичей. Это был очень затратный способ строительства даже в сравнении с кирпичным или каменно-кирпичным. Отец и сын, Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский, делали это сознательно, чтобы подчеркнуть имперский статус своего княжества по аналогии с Германской империей, которая бросила вызов самим папам римским.
В то же время такие романские элементы построек Долгорукого и Боголюбского, как аркатурный декор, башнеобразные пропорции построек, перспективные порталы, лестничные башни и пр., встречаются в Софии Киевской и Новгородской, в Смоленске и др. То есть их источником может служить византийская традиция.
Но здесь они посвящены общей имперской идее, заимствованной у германских императоров. Особенно хороши зооморфные изображения на внешних стенах Дмитриевского собора во Владимире, также имеющие аналогии с собором в Юрьеве-Польском (в последнем встречаются даже изображения грифонов и слона).
Как известно, Юрий Долгорукий все же добился своего рода императорского титула - великокняжеского (киевского) престола. Однако в 1157 году Долгорукий умер, видимо, отравленный киевскими боярами (он скончался через несколько дней после пира у некого Петрилы), его двор был разграблен народом, а суздальские бояре перебиты киевлянами. Андрей Боголюбский в отместку за отца разгромил Киев в 1169 году, но сам был убит в 1174-м в своем "пфальце" в Боголюбове. Традиционно считается, что ему отомстили за отца Кучковичи – сыновья боярина Кучки, у которого Юрий Долгорукий отобрал земли, чтобы основать на них Москву. Имена участников этого убийства были обнаружены в 2015 году в составе граффити собора кремля Переславля-Залесского.
Подарок Фридриха Барбароссы Андрею Боголюбскому
Отдельная история связана с наплечниками Андрея Боголюбского, также известными как армиллы Барбароссы. Это две медные позолоченные накладки пятиугольной формы, украшенные эмалевыми миниатюрами с евангельскими сценами Распятия и Воскресения Христова. Наплечники изготовлены около 1170-1180 годов ювелирами мозельской школы и, возможно, являются парадными наплечными браслетами — армиллами, бывшими одними из регалий германских императоров Священной Римской империи. Вероятно, Фридриха Барбаросса подарил их Андрею Боголюбскому.
В настоящее время наплечник с изображением Воскресения Христова находится в коллекции Лувра в Париже, а с изображением Распятия Христова - в Германском национальном музее в Нюрнберге. Наплечник «Воскресение Христово» упоминается в описи ризницы Успенского собора Владимира за 1693 год: « а церковной утвари в выносной ризнице окованной за двема замками... нарамник медной на нём писан мусиею образ Спасов Воскресение от гроба с ангелы весом полфунта тридцать золотников». Затем о нем сообщают соборные описи 1697 и 1708 годов.
В 1933 году наплечник продан советским правительством за границу с целью получения валюты. В 1934 году наплечник с изображением Воскресения был приобретен у парижского антиквара Н. Бримо Обществом друзей Лувра и преподнесен в дар музею. В 2011 году в рамках выставки «Святая Русь», проводимой Государственной Третьяковской галереей, наплечник «Воскресение Христово» был привезен в Россию. Страховая оценка экспоната составила 60,85 млн. евро. В рамках торжеств, посвященных 900-летию со дня рождения Андрея Боголюбского, наплечник на два дня был привезен во Владимир и экспонировался в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Наплечник «Распятие Христово» был обнаружен в 1860-е годы в подвале одного из монастырей Владимирской губернии. В 1867 году был экспонатом Всемирной выставки в Париже, тогда же Владимирские губернские ведомости опубликовали заметку, в которой сообщалось, что историк искусства и археолог Г.Д. Филимонов приобрел его в одном из Переславских монастырей. Советским правительством в 1930-е годы наплечник был продан за границу и находился в частном собрании барона фон Гирша в Базеле. В июне 1978 года наплечник был выставлен на аукционе Сотбис, и был приобретен Германским национальным музеем.
О Переславле-Залесском читайте здесь.
О верхнепалеолитической стоянке Сунгирь в километре от Боголюбово читайте здесь.
О резиденции Юрия Долгорукого в Кидекше читайте здесь.