Найти тему

Боголюбово – «пфальц» Андрея Боголюбского

Загородные резиденции русских князей Юрия Долгорукого и его сына Андрея Боголюбского имеют прямой аналог в немецкой истории. В германских землях они называются пфальцами: это слово, как и русское «палаты», происходит от латинского palatium – дворец. Некоторые историки полагают, что резиденция в Боголюбове была построена по образцу пфальца немецких императоров в Госларе. Не исключено, что он же послужил прототипом при возведении резиденции Юрия Долгорукого в Кидекше. Еще один возможный прототип - замок (пфальц), он же речная таможня Кайзерсверт на Рейне (ныне в пределах современного Дюссельдорфа).

С берегов Рейна на берега Клязьмы и Нерли

Кайзерсверт - дословно «Царский остров», так как вначале он был действительно расположен на острове, который еще в раннее средневековье был тесно связан с персонажами русской истории. В 1062 году кельнский епископ Анно II похитил из этого пфальца 11-летнего императора Генриха IV у его вдовствующей королевы-матери Агнесс и увез в Кельн, требуя назначить его регентом при малолетнем наследнике. Возможно, эти события отчасти объясняют дальнейшие извращения этого императора во взрослой жизни.

Современное состояние пфальца Кайзерсверт. Фото автора.
Современное состояние пфальца Кайзерсверт. Фото автора.

Родная тетка Юрия Долгорукого (1090-е-1157), сестра его отца Владимира Мономаха (1053-1125), Евпраксия Киевская (1069-1109) в 1086 году была выдана замуж за Генриха фон Штаде, маркграфа Саксонской Северной марки, а после его смерти в 1089 году за 39-летнего германского императора Генриха IV и после принятия католичества коронована в Кельне. Но из-за сексуальных извращений мужа-императора (говоря современным языком, он был свингером) Евпраксия, уже принявшая имя Адельгейда, или Аделаида, в 1093 году бежала в Ватикан к папе римскому, а оттуда в Киев, где стала монахиней.

Вид на Рейн от Кайзерсверта. Фото автора.
Вид на Рейн от Кайзерсверта. Фото автора.

Но вернемся к Кайзерсверту. В 1174 году император Фридрих I Барбаросса перенес в Кайзерсверт речную таможню на Рейне и начал там строительство нового замка-пфальца. Таким образом, по своей структуре и функциональности Кайзерсверт полностью соответствует Боголюбово: имперский замок, выполняющий представительскую функцию и функцию речной таможни. Боголюбово контролировало речной путь у слияния Нерли и Клязьмы, выступая в роли речной таможни, как Кайзерсверт – на Рейне.

Церковь Покрова на Нерли в Боголюбове. Фото автора.
Церковь Покрова на Нерли в Боголюбове. Фото автора.

Приключения итальянских зодчих во Владимиро-Суздальском княжестве

Еще Татищев утверждал, что германский император Фридрих I Барбаросса прислал Андрею Боголюбскому своих мастеров: то ли немецких, то ли с севера Италии, куда Барбаросса не раз ходил походами. Другие исследователи полагают, что зодчие, работавшие во Владимире и в Боголюбове, были русскими, но отучились в Европе. В любом случае, присутствие романских мотивов в постройках Боголюбово и Владимира уже давно признано учеными.

"Пфальц" Андрея Боголюбского в Боголюбове строился скорее всего зодчими с севера Италии по образцу дворцов германских императоров. От того периода уцелела лишь нижняя часть палат. Здесь же Боголюбского и убили Кучковичи. Фото автора.
"Пфальц" Андрея Боголюбского в Боголюбове строился скорее всего зодчими с севера Италии по образцу дворцов германских императоров. От того периода уцелела лишь нижняя часть палат. Здесь же Боголюбского и убили Кучковичи. Фото автора.

Белый известняк для строительства построек во Владимире и Боголюбово добывали в каменоломнях к юго-востоку от современной Москвы, в тогдашних землях вятичей. Это был очень затратный способ строительства даже в сравнении с кирпичным или каменно-кирпичным. Отец и сын, Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский, делали это сознательно, чтобы подчеркнуть имперский статус своего княжества по аналогии с Германской империей, которая бросила вызов самим папам римским.

Дмитровский собор Владимира с многочисленными романскими деталями скорее всего возводился с участием итальянских зодчих, присланных Фридрихом Барбароссой. Фото автора.
Дмитровский собор Владимира с многочисленными романскими деталями скорее всего возводился с участием итальянских зодчих, присланных Фридрихом Барбароссой. Фото автора.
Дмитровский собор Владимира с многочисленными романскими деталями скорее всего возводился с участием итальянских зодчих, присланных Фридрихом Барбароссой. Фото автора.
Дмитровский собор Владимира с многочисленными романскими деталями скорее всего возводился с участием итальянских зодчих, присланных Фридрихом Барбароссой. Фото автора.
Дмитровский собор Владимира с многочисленными романскими деталями скорее всего возводился с участием итальянских зодчих, присланных Фридрихом Барбароссой. Фото автора.
Дмитровский собор Владимира с многочисленными романскими деталями скорее всего возводился с участием итальянских зодчих, присланных Фридрихом Барбароссой. Фото автора.
Дмитровский собор Владимира с многочисленными романскими деталями скорее всего возводился с участием итальянских зодчих, присланных Фридрихом Барбароссой. Фото автора.
Дмитровский собор Владимира с многочисленными романскими деталями скорее всего возводился с участием итальянских зодчих, присланных Фридрихом Барбароссой. Фото автора.

В то же время такие романские элементы построек Долгорукого и Боголюбского, как аркатурный декор, башнеобразные пропорции построек, перспективные порталы, лестничные башни и пр., встречаются в Софии Киевской и Новгородской, в Смоленске и др. То есть их источником может служить византийская традиция.

Романская архитектура церкви в Кайзерсверте. Фото автора.
Романская архитектура церкви в Кайзерсверте. Фото автора.

Но здесь они посвящены общей имперской идее, заимствованной у германских императоров. Особенно хороши зооморфные изображения на внешних стенах Дмитриевского собора во Владимире, также имеющие аналогии с собором в Юрьеве-Польском (в последнем встречаются даже изображения грифонов и слона).

"Пфальц" Андрея Боголюбского в Боголюбове строился скорее всего зодчими с севера Италии по образцу дворцов германских императоров. От того периода уцелела лишь нижняя часть палат. Здесь же Боголюбского и убили Кучковичи. Фото автора.
"Пфальц" Андрея Боголюбского в Боголюбове строился скорее всего зодчими с севера Италии по образцу дворцов германских императоров. От того периода уцелела лишь нижняя часть палат. Здесь же Боголюбского и убили Кучковичи. Фото автора.

Как известно, Юрий Долгорукий все же добился своего рода императорского титула - великокняжеского (киевского) престола. Однако в 1157 году Долгорукий умер, видимо, отравленный киевскими боярами (он скончался через несколько дней после пира у некого Петрилы), его двор был разграблен народом, а суздальские бояре перебиты киевлянами. Андрей Боголюбский в отместку за отца разгромил Киев в 1169 году, но сам был убит в 1174-м в своем "пфальце" в Боголюбове. Традиционно считается, что ему отомстили за отца Кучковичи – сыновья боярина Кучки, у которого Юрий Долгорукий отобрал земли, чтобы основать на них Москву. Имена участников этого убийства были обнаружены в 2015 году в составе граффити собора кремля Переславля-Залесского.

Подарок Фридриха Барбароссы Андрею Боголюбскому

Отдельная история связана с наплечниками Андрея Боголюбского, также известными как армиллы Барбароссы. Это две медные позолоченные накладки пятиугольной формы, украшенные эмалевыми миниатюрами с евангельскими сценами Распятия и Воскресения Христова. Наплечники изготовлены около 1170-1180 годов ювелирами мозельской школы и, возможно, являются парадными наплечными браслетами — армиллами, бывшими одними из регалий германских императоров Священной Римской империи. Вероятно, Фридриха Барбаросса подарил их Андрею Боголюбскому.

Наплечник «Распятие Христово». Фото из Рунета.
Наплечник «Распятие Христово». Фото из Рунета.

В настоящее время наплечник с изображением Воскресения Христова находится в коллекции Лувра в Париже, а с изображением Распятия Христова - в Германском национальном музее в Нюрнберге. Наплечник «Воскресение Христово» упоминается в описи ризницы Успенского собора Владимира за 1693 год: « а церковной утвари в выносной ризнице окованной за двема замками... нарамник медной на нём писан мусиею образ Спасов Воскресение от гроба с ангелы весом полфунта тридцать золотников». Затем о нем сообщают соборные описи 1697 и 1708 годов.

Изображение Фридриха Барбароссы в XII в.
Изображение Фридриха Барбароссы в XII в.

В 1933 году наплечник продан советским правительством за границу с целью получения валюты. В 1934 году наплечник с изображением Воскресения был приобретен у парижского антиквара Н. Бримо Обществом друзей Лувра и преподнесен в дар музею. В 2011 году в рамках выставки «Святая Русь», проводимой Государственной Третьяковской галереей, наплечник «Воскресение Христово» был привезен в Россию. Страховая оценка экспоната составила 60,85 млн. евро. В рамках торжеств, посвященных 900-летию со дня рождения Андрея Боголюбского, наплечник на два дня был привезен во Владимир и экспонировался в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Андрей Боголюбский. Реконструкция М.М. Герасимова. Князь имел явно выраженные монголоидные черты, так как его мать, одна из жен Юрия Долорукого, была половчанкой.
Андрей Боголюбский. Реконструкция М.М. Герасимова. Князь имел явно выраженные монголоидные черты, так как его мать, одна из жен Юрия Долорукого, была половчанкой.

Наплечник «Распятие Христово» был обнаружен в 1860-е годы в подвале одного из монастырей Владимирской губернии. В 1867 году был экспонатом Всемирной выставки в Париже, тогда же Владимирские губернские ведомости опубликовали заметку, в которой сообщалось, что историк искусства и археолог Г.Д. Филимонов приобрел его в одном из Переславских монастырей. Советским правительством в 1930-е годы наплечник был продан за границу и находился в частном собрании барона фон Гирша в Базеле. В июне 1978 года наплечник был выставлен на аукционе Сотбис, и был приобретен Германским национальным музеем.

О Переславле-Залесском читайте здесь.

О верхнепалеолитической стоянке Сунгирь в километре от Боголюбово читайте здесь.

О резиденции Юрия Долгорукого в Кидекше читайте здесь.