В государственном архиве феодально-крепостнической эпохи в Москве обнаружен неопубликованные документы об убийстве великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Это письмо А. Я. Булгакова к поэту и критику П. А. Вяземскому А. Я. Булгаков - московский почт-директор, близкий к литературным кругам того времени, 31 июля 1841 года писал Вяземскому из Москвы:
《 Не знаю, известно ли у вас о смерти Лермонтова. Он убит - и убит не черкесом, не чеченцем, а убит русским на дуэли. Сообщу тебе подробности, кои мне известны...》
Далее Булгаков описывает встречу Лермонтова с Мартыновым в Пятигорске. Мартынов в это время ухаживал за одной женщиной, но не имел успеха. Лермонтов написал стихи и маленькую карикатуру на Мартынова и показал ему. Мартынов потребовал дуэли; никакие увещевания примириться на него не воздействовали. Лермонтов, который должен был стрелять первым объявил Мартынову, что стихи и карикатура были шуткой, что он ему же первому всё показал, чтобы вместе посмеяться.
Как сообщает Булгаков, Лермонтов сказал Мартынову, что 《ежели он не так это принимает, то он - Лермонтов тут же готов просить у него прощения, но ответ был: Стреляй!
- Я буду стрелять но только не в тебя, - сказал Лермонтов и выстрелил в воздух...
... Мартынов подошёл к самому Лермонтову, выстрелил ему... прямо в сердце. Смерть была скоропостижна, как выстрел. Удивительно что секунданты допустили такой бесчеловечный поступок.
Слышно также, что Мартынов хотел бежать... Все чрезмерно жалеют о Лермонтове, одну имел смерть с Пушкиным, и жаль... талант...》.
Письмо содержит ещё много подробностей.
☆☆☆
В беседе сотрудником ТАСС доктор филологических наук профессор Н. Л. Бродский сообщил:
- Неизвестное письмо А. Я. Булгакова П. А. Вяземскому представляет исключительный интерес, так как еще раз подтверждает, что дуэль Мартынова с Лермонтовым была не обычным поединком, а настоящим умышленным убийством поэта.
Письмо дошло до Вяземского, который 4 августа 1841 года извещал Булгакова о получении. Вяземский писал: 《 Да сердечно жаль Лермонтова, особенно узнавши, что он был так бесчеловечно убит. На Пушкина целила по крайней мере французская рука, а русской руке грешно было целить в Лермонтова, особенно, когда он сознавался в своей вине》.
Письмо Булгакова заслуживает особенного внимания. Письмо окончательно подтверждает предательскую роль секунданта -князя Васильчикова, который в своих воспоминаниях ложно освещает обстоятельства дуэли и устраняет важную подробность о попытке Лермонтова склонить Мартынова к примирению.
Источник информации Газета Правда №101 суббота 12 апреля 1941 года.
Копия статьи