Вред сострадания.
Мы часто учим детей быть добрыми, не злиться, не драться. При этом не отдавая себе отчета к чему зачастую приводит такой посыл.
Когда я был маленьким, мой папа смог донести до меня аксиоматичный постулат - нельзя бить девочек. Это была неоспоримая истина в последней инстанции, так как папа был для меня абсолютным примером и кумиром.
И вот однажды, в день моего шестилетия, когда в доме собрались гости, меня наряженного (как было принято в советском детстве) выпустили погулять во двор. Я не помню что именно произошло в тот момент, но мы повздорили с соседской девочкой Яной. Все шло нормально, пока она, с глазами полными злости, не сказала мне: "Я тебе сейчас голову разобью",- и стала наступать. Я помню, как отступал назад, а чувство абсолютного сюрреализма (тогда я слова такого не знал, но чувство было) наполняло меня все больше и больше. И вот наступил момент, когда отступать мне было некуда - я упёрся в стену дома. Она подошла ко мне, взяла за волосы и стукнула затылком о стену. Кровь моментально потекла на новый коричневый в клетку костюм-тройку (представляете себе карапуза в тройке?). Вид крови напугал детей, наблюдавших за этой баталией полов и, конечно, меня. Заплакав, я пошёл домой. Когда я пришёл, гуляние в честь моего дня рождения было в разгаре. Взрослые, обнаружив меня в крови, забеспокоились. И вот вымывая кровь с моих слипшихся волос, папа спросил меня что произошло. Когда я рассказал ему о случившемся, он обомлел и спросил: "А почему ты не защищался?" -
"Ну нельзя же бить девочек!" - ответил я.
Эта история стала уроком не только мне, но и моему отцу.
Дело в том, что будучи не способными совладать с детскими гневом и агрессией, взрослые часто ставят табу на проявление этих чувств ребёнком. Это объясняется всеми доступными способами и подтверждается книжками и фильмами.
Что же происходит в результате?
В результате, взрослый человек, не способный проявить свою агрессию, часто становится неспособным постоять за себя и/или отстоять свои границы. Чем с радостью пользуются авторитарии и люди с садистическими наклонностями (не читать извращенцы).
Он загоняет себя в рамки, предложенные ему другими и страдает, объясняя себе благостью терпения и тому подобным. Часто ставя себе в пример разного рода духовных подвижников, ошибочно полагая, что они не умели за себя постоять. Наши культура и литература кишат подобного рода примерами.
Но не стоит путать внутреннее решение отказаться от применения агрессии или принять обет ахимсы, от неумения за себя постоять.
Только тот, кто знает свою силу и способен ее применить, может иметь выбор в пользу милосердия.
Не помню, кому именно принадлежит фраза «добро должно быть с кулаками», но она правильна, на мой взгляд.
Часто, в рамках моей работы, люди обнаружившие в себе семена гнева или злости, пугаются их. Они убеждены, что хороший человек не должен быть злым и реагировать на несправедливость гневом. Но осмелюсь напомнить другую фразу, ставшую нарицательной: «хороший индеец - мёртвый индеец».
Наше желание быть хорошим способно довести нас до того, что значимость и существенность нашей личности будет стёрта.
Почти все бюрократические системы устроены так, что заведомо определяют иерархическую доминацию, создающую кучу нелепых правил. И не способность противостоять ей является причиной коррупции.
Осмотритесь вокруг и ответьте себе на вопрос:
- Умеете ли вы отстаивать свои границы?
- Когда в последний раз вам не удалось этого?
Эмоциональный интеллект - это способность личности правильно определять свои эмоции и чувства и использовать их для достижения собственных целей. Не стоит путать это с истеричностью, взрывным характером или несдержанностью.
Помните - подавленная агрессия будет направлена против вас самих.
Однажды, когда Рама шёл через одну деревню, он увидел селян, которые боялись войти в рисовое поле.
Он спросил их о причине страха и они ответили:
"Там живет огромный змей, который убивает нас".
Тогда он вошёл в заросли и, найдя этого змея, сказал ему :
"Какое право ты имеешь отбирать жизни, которых не давал?"
Змей, услышав слова Рамы (а он умел доносить, надо признать), ответил:
"Я обещаю тебе, что не заберу больше ни одной жизни".
Рама пошёл дальше. Возвращаясь через некоторе время, он увидел группу агрессивных людей в центре этого поля. Они были очень злы и активно кого-то били. Подойдя к ним, он увидел, что они избивают палками того самого змея. А тот, истекая кровью, тихо умирает от побоев. Рама остановил их и обратившись к змею, спросил:
"Почему ты позволяешь им обращаться с собой таким образом? Они же убьют тебя!"
Змей, собрав последние силы, сказал:
"Ты же запретил мне жалить их!"
"Но я не запрещал тебе шипеть", - ответил ему Рама.
Эта история учит нас тому, что мы наделены великой силой, но только зная о ней и умея использовать её, мы можем занять место в этой жизни.