10 апреля появилась новая информация по проекту ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) “Северный полюс”. Во-первых, состоялась официальная закладка ЛСП. Во-вторых, широкой публике был представлен макет платформы и новые технические данные. Блог ТГД предлагает читателям изучить особенности необычного судна. Кстати, не имеющего аналогов в мире.
Напомним, платформа “Северный полюс” создаётся по заказу Росгидромета в рамках госпрограммы по развитию Арктической зоны. На её постройку в 2018 году постановлением правительства выделено 6,9 млрд рублей.
ЛСП предназначена для круглогодичных научных исследований в районе арктических высоких широт. Платформа должна прийти на смену знаменитым дрейфующим станциям “Северный полюс”, запускавшимся Советским Союзом. За период с 1937 по 2015 годы была организована 41 экспедиция. Однако из-за климатических изменений работа на дрейфующем льду стала крайне опасной, поэтому от таких экспедиций пришлось отказаться. Теперь эту функция должна выполнять ЛСП “Северный полюс” проекта 00903.
Платформа строится на Адмиралтейских верфях по проекту КБ “Вымпел”, разработанному при участии Росгидромета и Арктического и антарктического института (ААНИИ). Официальная закладка необычного судна состоялась 10 апреля 2019 года.
Пока что будущий исследователь льдов представляет собой всего лишь закладную секцию. Впрочем, уже в следующему году сформированный корпус должен быть спущен на воду для насыщения не только судовым, но и специализированным оборудованием для геологических, акустических, геофизических и других наблюдений. Всего на борту “Северного полюса” разместятся 15 лабораторий.
Рассмотрим, подробнее что представляет из себя судно. Тем более, на прошедшем форуме “Арктика – территория диалога” дебютировал макет ЛСП.
Как поясняют корабелы, судно имеет весьма необычный корпус прочности класса Arc8: небольшая длина (83,1 м), значительная ширина (22,5) и большое для таких параметров водоизмещение (10390 т).
Такие размерения вызваны тем, что главная задача ЛСП – не пройти через лёд, а пребывать в нём. Своим ходом платформа должна войти в ледовое поле, чтобы остаться там на два года (такую автономность судно имеет по запасам топлива). Как рассказали в ААНИИ, на создателей “Северного полюса” оказала влияние знаменитая норвежская полярная шхуна “Фрам”, считающаяся одним из самых прочных деревянных судов в мире. С другой стороны, такая форма корпуса очень похожа на яйцо.
По сравнению с ледоколами мощность энергоустановки у проекта 00903 совсем небольшая – 4200 кВт. Для работы энергоустановка будет использовать дизельное топливо. Пропульсивный комплекс включает в себя одну винторулевую колонку в кормовой части и подруливающее устройство в носовой части. Такое оборудование выбрано по тем же причинам, главное – не мобильность, а надёжность. С учётом мощности пропульсивного комплекса судно строится на ледовый класс Arc5.
Экипаж ЛСП состоит из 14 человек, также на борту предусмотрены каюты для 34 человек из состава научного персонала. Предполагается, что смена полярников будет производиться раз в полгода. Для этого платформа оборудована вертолётной площадкой, рассчитанной на вертолёты типа Ми-8АТМ.
Начало испытаний и передача судна заказчику запланированы на 2020 год. В свой первый арктический рейс “Северный полюс” должен отправиться в 2021 году. Кстати, сейчас похожую миссию выполняет исследовательское судно “Академик Трёшников”, которое должно дрейфовать во льдах около 70-100 дней с середины марта в рамках экспедиции “Трансарктика 2019”.
Напоследок о международном значении проекта. По словам руководства Росгидромета, к проекту проявляют огромный интерес Норвегия, Германия, Дания и Канада. Однако пока что Россия не спешит пускать иностранных учёных на борт “Северного полюса”. Возможно, в будущем ситуация изменится.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о новых буксирах-спасателях проекта MPSV12.