Подводная лодка Б-413 пришвартована у Музея Мирового океана в центре Калиинграда. Она является представителем проекта 641 - одного из самых удачных и массовых советских послевоенных проектов дизель-электрических подводных лодок - настоящих "рабочих лошадок" советского ВМФ времен "холодной войны".
Строились эти лодки с 1959 по 1971г для ВМФ СССР, а также (до 1983г) для Индии, Ливии и Кубы. Всего было постоено 75 ед, в т.ч. 17 ед на экспорт (2 ПЛ в 1987-88гг были переданы Польше из состава ВМФ СССР).
Подводная лодка Б-413 вошла в строй в 1969г. Базировалась на Северном флоте, несла службу в Атлантике и Средиземном море. Неоднократно совершала дальние походы, в т.ч. с посещением иностранных портов. В 1990г переведена на Балтику. В 1999г списана, в 2000 - стала музеем.
Водоизмещение, надводное/подводное - 1945/2470 т; Длина - 91,3 м, ширина - 7,5 м; Скорость - 16 узлов; Глубина погружения - рабочая 250 м, предельная - 280 (по др.данным - до 380) м; Дальность максимальная - 30 тыс. миль (в надводном положении)/ 16 тыс. миль под РДП; Дальность подводная - 400 миль (2 уз)/ 15,3 миль (16 уз); Автономность 90 суток; Экипаж - до 80 человек; Вооружение - 10 ТА 533 мм (6 в носу, 4 в корме), боезапас - 22 торпеды или 32 мины.
Первый отсек - торпедный. Здесь находятся 6 торпедных аппаратов (видный красные звезды на крышках двух верхних) и хранился боезапас к ним. Сейчас этот отсек - самый "музеифицированный", здесь выставлены многочисленные модели подлодок с 19-го века и до наших дней, информационные стенды, экраны и прочие "наглядные пособия".
Второй отсек является жилым (в верхней половине) и аккумуляторным (они расположены в трюме). Здесь находятся кают-компания, каюты офицеров и рубка гидроакустиков:
Третий отсек - центральный пост. Отсюда идет управление лодкой.
Четвёртый отсек похож на второй - он тоже жилой и аккумуляторный.
5-й отсек - дизельный.
Носовая часть 5-го отсека отделена переборкой (чтобы отделить посты вахтенных от страшно гремящих и пышущих жаром дизелей). На ней находятся приборы контроля и управления дизелями.
Для надводного хода и зарядки АКБ3 на подлодке используются 3 четырехтактных дизеля 2Д42 по 1900 л.с. каждый.
Шестой отсек - электромоторный.
Здесь расположены главные гребные электродвигатели (ГЭД) - центральный ПГ-102 (2700 л.с.) и бортовые ПГ-101 (по 1350 л.с.), также ПГ-104 (140 л.с - для экономического хода), опреснители, электрокомпрессор и прочее.
7-й отсек - кормовой торпедный. Здесь находятся 4 торпедных аппарата (кстати, лодки проекта 641 стали последними советскими подлодками с кормовыми ТА).
Лодка открыта каждый день, кроме вторника с 10 до 18 часов.
Адрес: г. Калининград, набережная Петра Великого, 1, Музей Мирового океана.