Найти тему
Cheslav

Подлодка Б-413 в Калининграде.

Подводная лодка Б-413 пришвартована у Музея Мирового океана в центре Калиинграда. Она является представителем проекта 641 - одного из самых удачных и массовых советских послевоенных проектов дизель-электрических подводных лодок - настоящих "рабочих лошадок" советского ВМФ времен "холодной войны".

Строились эти лодки с 1959 по 1971г для ВМФ СССР, а также (до 1983г) для Индии, Ливии и Кубы. Всего было постоено 75 ед, в т.ч. 17 ед на экспорт (2 ПЛ в 1987-88гг были переданы Польше из состава ВМФ СССР).

Подводная лодка Б-413 вошла в строй в 1969г. Базировалась на Северном флоте, несла службу в Атлантике и Средиземном море. Неоднократно совершала дальние походы, в т.ч. с посещением иностранных портов. В 1990г переведена на Балтику. В 1999г списана, в 2000 - стала музеем.

В отсеках лодки по большей части сохранилась та обстановка, которая была там во время её службы, так что можно наглядно представить себе условия жизни подводников на субмаринах того времени.
В отсеках лодки по большей части сохранилась та обстановка, которая была там во время её службы, так что можно наглядно представить себе условия жизни подводников на субмаринах того времени.

Водоизмещение, надводное/подводное - 1945/2470 т; Длина - 91,3 м, ширина - 7,5 м; Скорость - 16 узлов; Глубина погружения - рабочая 250 м, предельная - 280 (по др.данным - до 380) м; Дальность максимальная - 30 тыс. миль (в надводном положении)/ 16 тыс. миль под РДП; Дальность подводная - 400 миль (2 уз)/ 15,3 миль (16 уз); Автономность 90 суток; Экипаж - до 80 человек; Вооружение - 10 ТА 533 мм (6 в носу, 4 в корме), боезапас - 22 торпеды или 32 мины.

Огражение рубки и выдвижных устройств. Серые квадраты - антенны гидроакустической станции (ГАС) шумопеленгования МГ-10 «Кола».
Огражение рубки и выдвижных устройств. Серые квадраты - антенны гидроакустической станции (ГАС) шумопеленгования МГ-10 «Кола».

Первый отсек - торпедный. Здесь находятся 6 торпедных аппаратов (видный красные звезды на крышках двух верхних) и хранился боезапас к ним. Сейчас этот отсек - самый "музеифицированный", здесь выставлены многочисленные модели подлодок с 19-го века и до наших дней, информационные стенды, экраны и прочие "наглядные пособия".

Справа на стеллаже - реактивная всплывающая мина РМ-2.
Справа на стеллаже - реактивная всплывающая мина РМ-2.

Второй отсек является жилым (в верхней половине) и аккумуляторным (они расположены в трюме). Здесь находятся кают-компания, каюты офицеров и рубка гидроакустиков:

Вид в нос.
Вид в нос.
Каюта командира.
Каюта командира.
Кают-компания. Стол при необходимости превращается в операционный, для чего служат и специальные софиты над ним.
Кают-компания. Стол при необходимости превращается в операционный, для чего служат и специальные софиты над ним.

Третий отсек - центральный пост. Отсюда идет управление лодкой.

Вид от кормовой переворки в нос вдоль правого борта. Куча штурвалов справа - управление системой погружения и всплытия лодки. На носовой переборке видны машинные телеграфы, а под ними - пост управления вертикальным рулём (то есть корабельный штурвал, проще говоря).
Вид от кормовой переворки в нос вдоль правого борта. Куча штурвалов справа - управление системой погружения и всплытия лодки. На носовой переборке видны машинные телеграфы, а под ними - пост управления вертикальным рулём (то есть корабельный штурвал, проще говоря).

Четвёртый отсек похож на второй - он тоже жилой и аккумуляторный.

В 4-м отсеке находятся каюты старпома и командира БЧ-5( электромеханической), радиорубка, секретная часть, рубка ОСНАЗ, кают-компания старшин и др. В трюме - аккумуляторные батареи.
В 4-м отсеке находятся каюты старпома и командира БЧ-5( электромеханической), радиорубка, секретная часть, рубка ОСНАЗ, кают-компания старшин и др. В трюме - аккумуляторные батареи.
Здесь также находится одно из важнейших мест на любом корабле - камбуз.
Здесь также находится одно из важнейших мест на любом корабле - камбуз.

5-й отсек - дизельный.

Носовая часть 5-го отсека отделена переборкой (чтобы отделить посты вахтенных от страшно гремящих и пышущих жаром дизелей). На ней находятся приборы контроля и управления дизелями.

Видно, что большинство приборов в трех экземплярах - по числу главных двигателей
Видно, что большинство приборов в трех экземплярах - по числу главных двигателей

Для надводного хода и зарядки АКБ3 на подлодке используются 3 четырехтактных дизеля 2Д42 по 1900 л.с. каждый.

Основная часть 5-го отсека - вид в нос. Желтые "ящики" - это и есть крышки дизелей.
Основная часть 5-го отсека - вид в нос. Желтые "ящики" - это и есть крышки дизелей.

Шестой отсек - электромоторный.

Здесь расположены главные гребные электродвигатели (ГЭД) - центральный ПГ-102 (2700 л.с.) и бортовые ПГ-101 (по 1350 л.с.), также ПГ-104 (140 л.с - для экономического хода), опреснители, электрокомпрессор и прочее.

Вид в нос. Большую часть пространства в отсеке занимают большие желтые "шкафы" - это главные ходовые станции (ГХС), с помощью которых и производится управление электродвигателями (сами они находятся внизу, сразу под ГХС).
Вид в нос. Большую часть пространства в отсеке занимают большие желтые "шкафы" - это главные ходовые станции (ГХС), с помощью которых и производится управление электродвигателями (сами они находятся внизу, сразу под ГХС).

7-й отсек - кормовой торпедный. Здесь находятся 4 торпедных аппарата (кстати, лодки проекта 641 стали последними советскими подлодками с кормовыми ТА).

-14
Кормовой аварийно-спасательный люк (выход из 7-го отсека)
Кормовой аварийно-спасательный люк (выход из 7-го отсека)

Лодка открыта каждый день, кроме вторника с 10 до 18 часов.

Адрес: г. Калининград, набережная Петра Великого, 1, Музей Мирового океана.