Психологи уже давно заметили, что результаты традиционных тестов на интеллект неспособны предсказать на сколько успешен будет человек в карьере и в жизни.
Проводя исследования, ученые выяснили, что успешные люди умеют эффективно взаимодействовать с людьми и именно эти навыки имеют приоритетное значение.
Термин «эмоциональный интеллект» был введен в 1990 году Д. Майером и П. Саловеем. С тех пор проведено множество исследований, которые подтвердили, что неинтеллектуальные способности являются приоритетными для адаптации и успеха.
Что же такое эмоциональный интеллект? Из чего он складывается?
Складывается он из двух блоков способностей:
1 - Способность понимать свои и чужие эмоции. Вслед за этим пониманием развивается способность ориентироваться в более сложных вещах — чувствах, потребностях, мотивах.
2 - Способность управлять эмоциями и поведением. Из этих умений, уже самих по себе непростых, вырастает способность к целеполаганию.
Надеюсь, вы поняли, что развивать эмоциональный интеллект у ребёнка так же важно, как и когнитивный.
Нет, не так.
Развивать эмоциональный интеллект более важно, чем развивать когнитивные способности.
К сожалению, родители больше озабочены «подготовкой детей к школе». Они с рвением учат с детьми буквы, тренируют навыки счёта и логику. Многие мамы, папы и бабушки совершенно не уделяют внимания развитию у своих чад эмоционального интеллекта.
Как же развивать эмоциональный интеллект у детей?
В каждом возрасте по-разному.
Младенца, которому нет ещё и годика, достаточно просто любить. Берите малыша на руки, обнимайте его, улыбайтесь ему. Вместе с ним «угукайте» и гулите. Пойте ему самые простые песенки, вовремя кормите и меняйте мокрые штанишки на сухие.
Когда ребёнок подрос - важно, чтобы взрослый комментировал его действия, описывал его эмоции, проговаривал в слух его потребности и желания. Помните, что способность осознавать свои чувства и потребности не является врождённой. Новорождённый не умеет различать даже свои собственные ощущения. Они для него не разделяются и не отличаются друг от друга.
Взаимодействуя с ребёнком и описывая его действия и состояние, взрослый учит малыша распознавать ощущения, а позже - эмоции, чувства и потребности. «Ты замёрз, поэтому расплакался. Сейчас я тебя одену потеплее». Разговаривая таким образом, родитель помогает малышу установить связь между своим состоянием и словом, его обозначающим. «Ты устал, вот и раскапризничался. Давай-ка, ложиться спать».
Не забывайте говорить с сыном или дочкой и о своих чувствах, потребностях и желаниях, а так же о чувствах и потребностях других людей. Помните, что у ребёнка до 3-х лет мышление конкретное, поэтому разговоры должны быть в контексте происходящих в данный момент событий.
Например,
- Я вижу, что ты расстроился, ты расстроился потому что..., ты, наверное, хочешь...
- Я рада, что ты поделился со мной конфетой.
- Ты забрал у мальчика машинку и ему обидно. Видишь он плачет. Мне его жалко. Это его машинка, надо вернуть или дать ему свою игрушку... Он не хочет твою игрушку, он хочет свою машинку, придётся отдать...
- Папа сегодня грустный, надо его порадовать, давай заварим для него вкусный чай.
Следующая важная задача — научить ребёнка управлять своими эмоциями и поведением. Понятно, что ни трёхлетка, ни, тем более ребёнок помладше, не может и, при всех наших стараниях, не сможет управлять своими эмоциями. Он немного продвинется в этом направлении, если мы создадим нужные условия.
Что это за условия?
Прежде всего, важно обеспечить необходимость сдерживать свои эмоции и потребности.
Повторюсь, не просто говорить: «Надо сдерживать свои эмоции!», а обеспечить необходимость.
В фундаменте способности управлять своим поведением лежит способность управлять своими телом.
Поэтому, не злоупотребляйте памперсами. Пусть организм, соотнося собственное действие с неприятным результатом («сыро и неприятно»), находит способ контролировать свои физиологические потребности. «Тепло и сухо», «Я могу играть не отвлекаясь и спать не просыпаясь всю ночь» - это как раз то, что будет тормозить формирования способности к самоконтролю.
Уже 1,5-2 годовалый малыш не должен получать всё и сразу. Он вполне может подождать 3-5 минут пока мама погладит бельё, а потом будет с ним играть; возьмёт его на ручки когда они дойдут вон до того дерева, мама ведь тоже устала; получит эту игрушку, когда вот эти кубики будут сложены в коробку (если кубиков много, конечно придётся оказать помощь).
Естественной реакцией ребёнка на такие ситуации может быть плач. Не гневайтесь на него за это, но и не идите на поводу его сиюминутных потребностей.
Не забывайте хвалить: «Спасибо, что подождал, пока я допила чай. Теперь я могу с тобой поиграть», «Молодец, что потерпел, теперь ты можешь ....», «Тебе было трудно ждать, так трудно, что ты даже плакал и ты все равно ждал! Молодец!». Чем старше ребёнок, тем таких ситуаций должно быть больше. Не стоит их придумывать специально, жизнь ими полна и так. Просто позволяйте им случаться.
Одних родителей заносит в одну сторону и жизнь их детей становится сплошное «нельзя», «потом», «ты не видишь, я занята». Ребёнок растет с чувством собственной ненужности родителям и миру в целом.
У других - перекос в противоположную сторону - «хочу» их ребёнка не встречает никаких ограничений. В этом случае, у детей способность мозга к торможению не тренируется, а значит не развивается способность управлять своими эмоциями, потребностями и поведением. У них и не формируется способность смотреть на ситуацию с точки зрения других людей, с точки зрения её развития во времени, что делает их картину мира беднее, а адаптационные способности крайне слабыми.
Ищите золотую середину. Не стремитесь быть «идеальным» родителем, который живёт только интересами ребёнка. У мамы, которая положила на алтарь «любви к ребёнку» свои собственные интересы и потребности, а вместе с ними интересы и потребности других близких людей, ребёнок учится идти на поводу только своих собственных желаний и чувств. В этом случае мальчики и девочки не умеют, выбирать свои действия, принимая в расчет реакцию других людей.
Эти навыки является основой коммуникативных способностей: умения убеждать, умения договариваться, умения вести за собой людей и т. д. Без них невозможно добиться успеха, да и просто комфортно жить.
Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте, Одноклассники, Facebook.
Светлана Цуркан
Другие статьи этого же автора:
Низкая самооценка ребёнка. Откуда она взялась?
10 вопросов, которые стоит задать провинившемуся ребёнку
Почему дети не хотят выполнять работу по дому и как изменить ситуацию
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).