Является ли истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ основанием для предъявления требований о прохождении повторной государственной экологической экспертизы?
Отвечает юрист Центра Локтюшов Станислав:
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - ФЗ «Об экологической экспертизе») экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно подпунктам 7.2, 8 статьи 11 указанного Федерального закона объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в том числе:
- проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;
- объект государственной экологической экспертизы, указанный в данной статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае в т.ч.:
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.
В соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 года № 698) экспертная комиссия определяет в т.ч. полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации.
Согласно пункту 20 указанного Федерального закона заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс РФ) разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно пункту 3 части 7 указанной статьи Федерального закона в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи.
При этом к указанному заявлению прилагается, в том числе, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 данного Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 данного Кодекса.
На основании изложенного, государственная экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям.
Необходимо отметить, что срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы имеет правовое значение для определения срока, в течение которого хозяйствующий субъект должен начать реализацию объекта государственной экологической экспертизы.
При этом проектная документация реализованного объекта государственной экологической экспертизы подлежит представлению на экспертизу в случае реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.
Одновременно в соответствии с позицией изложенной в Письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 14 декабря 2017 года № 12-47/34910 «О разъяснении законодательства» фактом принятия решения о реализации объекта капительного строительства является выдача разрешения на строительство.
Таким образом, проектная документация объекта капитального строительства, в отношении которого оформлено разрешение на строительство, не подлежит повторному предоставлению на государственную экологическую экспертизу на основании абзаца 4 подпункта 8 статьи 11 ФЗ «Об экологической экспертизе».
При этом истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ (при условии, что разрешение на строительство оформлено в течение указанного срока) не может являться основанием для предъявления требований о прохождении повторной государственной экологической экспертизы.