Мой «любимый» телеканал опубликовал новый пёрл насчёт «угнетения» крымских татар «оккупантами» из Москвы. Крымско-татарский телеканал ATR (частный телеканал, принадлежащий бизнесмену Ленуру Ислямову, и получающий дополнительные деньги из украинского бюджета) опубликовал новость с животрепещущим заголовком: «В РФ издают учебники «Крымскотатарский язык — неродной»»
Предлагаю ознакомиться с текстом колонки:
«В России для учеников школ с обучением на русском и крымскотатарском языках издают учебники «Крымскотатарский язык», в скобочках указав, что это «неродной» язык.
Фотографию учебника в Facebook опубликовал заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ильми Умеров.
Отметим, что «неродной» язык — это тот язык, которым человек овладевает после освоения родного языка. Так, для людей крымскотатарской национальности родным языком является крымскотатарский, а не русский.
Несмотря на это, оккупанты поставляют эти учебники в Крым и разрешают детям крымских татар учить их родной язык, но только в качестве иностранного.»
А теперь предлагаю разобраться, в чём же, собственно, дело.
Для начала, следует уточнить, что на территории Республики Крым действуют три государственных языка – русский, украинский и крымско-татарский. Иными словами, на этих трёх языках можно свободно говорить, не боясь, что тебя за это поколотят, как это регулярно происходит в Латвии и на Украине. При этом, подавляющее большинство крымчан говорит на русском языке, а для популяризации языков национальных меньшинств работают многочисленные диаспоры – украинская, белорусская, еврейская, армянская, итальянская и другие.
А сейчас предлагаю посчитать, сколько всего в Крыму проживает русских, украинцев и крымских татар.
По состоянию на 1 января 2019 года, в Республике Крым насчитывалось 1 911 816 постоянных жителей. Согласно предыдущим показателям, 14 октября 2014 года в республике проживало 1 891 465 человек (по данным переписи населения в Крымском федеральном округе).
По данным переписи 2001 года, в процентном соотношении русские составляют большинство (58,5%), на втором месте – украинцы (24,4%), на третьем – крымские татары (12,1%). Через тринадцать лет состав не сильно поменялся: русские составляли 65,2%, украинцы – 16%, крымские татары – 12,6%. С учётом севастопольцев, в Крыму в 2001 году проживало 1 миллион 450 тысяч 394 русских, 576 тысяч 647 украинцев и 245 тысяч 291 крымский татарин; в 2014 году в Крыму, считая Севастополь, проживало 1 миллион 492 тысячи 078 русских, 344 тысячи 515 украинцев и 232 тысячи 340 крымских татар. (Татары, караимы и крымчаки в переписи указаны в переписи отдельно).
Как видим, за тринадцать лет число коренного народа Крыма уменьшилось на 12 тысяч 951 человека. Причины убыли населения могут быть разными: смерть, переезд в соседнюю область или за границу и т.д.
И вот теперь, ознакомившись с новостью от телеканала ATR и с данными из открытых источников, как вы считаете, должны ли люди, не говорящие на крымско-татарском языке, изучать его как родной? Логично, что для русскоговорящих язык крымских татар не является родным. Да, формулировка «не родной» не совсем корректная, и надо было указать это как-то по-другому. Но так как мы имеем дело с телеканалом ATR, то накал русофобии, как открытой, так и латентной, будет соответствующий.
Что нужно знать об этом телеканале тем, кто впервые о нём узнал?
Первое: речь, безусловно, идёт о Крыме. Как сообщал «главный человек» телеканала, бывший российский журналист, а ныне – обыкновенный украинский пропагандист и порохобот Айдер Муждабаев, телеканал основной своей аудиторией называет крымских татар и 90% эфира уделяет «оккупированным территориям» (имеются ввиду Крым и Донбасс). Если посмотреть сайт телеканала, то слова Айдера подтверждаются на раз: каждая третья новость посвящена Крыму и тому, как крымских татар «оккупанты» «преследуют» по национальному признаку.
Второе: стиль написания – нарочито пропагандистский. Основным рупором там является всё тот же Муждабаев. Если ознакомиться с его материалами на других ресурсах, то можно понять, что Айдер Иззетович не совсем здоров психически.
Так, он писал, что крымские татары не могут быть террористами, а «путинские псы» преследуют их не потому, что они были членами запрещённой в России террористической организации, а просто так, потому что им надо кого-то угнетать. (Разжигания ненависти к русским в его текстах почему-то никто до сих пор не заметил).
Ранее, он же назвал Анну и Марию Опанасюк, девушек из дуэта Anna Maria «пособницами оккупантов», приписав им слова, которые они не произносили (сёстры Опанасюк заявили, что Крым – их, потому что это их дом, и когда они туда едут, они проезжают два кордона; Айдер заявил, что они якобы хотят, чтобы Украина должна быть по факту управляемой Россией).
До этого он же распространял фейк о том, что в сентябре прошлого года конференции ОБСЕ по свободе слова якобы «московские кураторы» давали инструкции своим «марионеткам», основываясь на фотографии, что сделала Оксана Романюк; на самом же деле представители делегаций двух стран просто поздоровались, а пани Романюк просто из-подтяжка сфотографировала и выдала со своими мыслями.
Думаю, этого достаточно, чтобы составить мнение об Айдере.