В преддверии Дня Космонавтики я решил написать об одной из самых загадочных иномарок, которая была в СССР, и принадлежала она Юрию Гагарину. Время от времени этот необычного вида спортивный автомобиль встречается на старых фото. Он своим видом удивлял людей и тогда, в 60-х, удивляет и сейчас.
Эта машина действительно очень редкая даже по мировым меркам, выпущенная небольшим тиражом. В СССР она, насколько мне известно, вообще была единственной. Точно известно, что машина эта была подарком Юрию Гагарину, а вот версий событий, предшествующих этому дару, есть как минимум, две.
По одной из версий, в ходе своего визита во Францию, космонавт посетил автосалон, среди экспонатов которого была Matra Bonnet Djet V. Машина так понравилась Гагарину, что у стенда с ней космонавт задержался надолго. Увидев такой интерес со стороны высокого гостя, управляющий компании Matra вручил ему ключи от машины. Вот только ни одного фото, подтверждающего эту версию нет, хотя такое значимое событие не могло пройти мимо объективов фотокамер мировых информагентств, того же LIFE, например…
Поэтому более правдоподобной, на мой взгляд, выглядит вторая версия. В ходе своего французского путешествия Гагарин посетил саму компанию Matra, которая занималась разработками в области авиации и ракетостроения.
Вот там он и увидел эту необычную машину, которая ему очень понравилась. Французы, увидев интерес советского космонавта к машине, действительно ему её подарили, организовав доставку этого подарка в СССР через посольство.
Кстати, эта машина изначально была разработана небольшой компанией Automobiles Rene Bonnet, которую в 1964-м, со всеми разработками, выкупила «Матра».
Небольшая техническая справка. Matra Bonnet Djet – спортивный автомобиль со стеклопластиковым двухместным кузовом, построенный на хребтовой раме. Двигатель объемом 1.1 литр имеет мощность от 70 до 95 л.с. Этой скромной (как для спорткара) мощности хватало, что бы разгонять машину до 170 км/час, огромная по тем временам скорость. Машина, кстати, имеет среднемоторную компоновку.
Коробка передач механическая, количество передач 4. Подвеска всех колёс независимая. Дисковые тормоза по кругу – вот это было новшество, в 1960-х у большинства легковушек, даже спортивных, тормоза были барабанными.
Гагарин редко ездил на французской машине, гораздо чаще его можно было видеть за рулем «Волги», о которой я писал ранее. Возможно, не хотел привлекать к себе лишнего внимания, машина то заметная, её светло – голубая раскраска была видна издалека, выделяясь на фоне однотипных советских машин, а партийные идеологи без особого восторга воспринимали такой подарок из стран «загнивающего Запада» советскому космонавту.
Известно, что до 90-х «Матра» была в Звездном Городке, после чего её выкупил литовский коллекционер, перевез в Каунас, где она точно была до 2011 года. Машину, кстати, там неоднократно пытались похитить. Где в данное время находится Matra Bonnet Djet V Юрия Гагарина, мне не известно. Пару раз встречал мнение, что она находится в США, в музее Лейна.
Там действительно есть аутентичный, такого же цвета автомобиль, но насколько мне известно, он долгое время, с 1980-х, находился в США.
В том музее, к слову, есть еще одна «Матра», гаражная находка, которая с 1970-х была не на ходу. Не знаю, восстановили её уже, или всё еще ждет очереди на реставрацию.
К слову, даже если не брать в расчет звездную славу первого владельца, эти «Матры» сами по себе машины редкие и дорогие, изначально стоили около 20 тыс. франков, общий тираж производства составил всего около 1.5 тыс. экземпляров.
А здесь можно прочитать о той самой «Волге».
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм