Найти в Дзене
Пила Иванна

Марионетки для манипуляций

Сегодня будем обсуждать одну интересную форму манипуляции - манипуляцию через марионеток. Поскольку написанное основано на личном опыте, то и терминология моя. Надеюсь, мои наблюдения помогут Вам распознавать таких марионеток, которые сами по себе не несут угрозы, но скрывают за собой серого кардинала интриг, а может даже Вы узнаете себя и задумаетесь.

Начнём с самого простого, очевидного примера. Вспомните, как Вам звонят сотрудники банков и "впаривают" кредиты. Вы задумывались над тем, чем они так раздражают? Вспомните, что они говорят : «Вы очень ценный клиент!.. Наш банк так Вам доверяет, что предлагает… Мы хотим, чтобы Ваши мечты исполнялись… Даже если Вам не нужно, это сейчас, вы возьмите, а потом пригодиться...» Ну не могу я поверить, что простому оператору на телефоне искренне интересно, как я трачу деньги, исполнены ли мои мечты и сколько мне нужно для этого денег. Если бы позвонивший сказал, что он простой сотрудник, информирует о нововведениях, и сказал бы для каких случаев нужно пользоваться какими продуктами, это было бы больше похоже на правду. Но нет! Позвонившего распирает от счастья от появившейся уникальной возможности донести до меня новую концепцию компании!

Это слишком очевидный пример. Теперь возьмём случай посложнее.

Я сама была отчасти такой марионеткой, и были моменты, когда я искренне не понимала, почему раздражала других.

Когда Вы рядовой сотрудник, то Ваша специфика работы связана с решением очень конкретных задач. Если к Вам обратился с неким запросом человек, «далее именуемый Заказчик», то, как честный человек Вы можете обрисовать свой уровень компетенции, и если запрос не по Вашей части, послать к нужным людям. Но так может сложиться, что этим нужным людям не хочется тратить своё время на Заказчика или им нужно разыграть с ним "многоходовочку" (набить себе цену чаще всего), поэтому они натаскивают простого сотрудника на рассуждениях о сложной концепции проведения процессов и важности соответствия высокому "месседжу" (посылу) компании. И марионетка учится рассказывать Заказчику, как важно соблюдать порядок и очередность этих процессов, следовать концепции компании. Марионетка начинает использовать выражения типа: «Ведь мы все хотим, чтобы всё было правильно, так? Мы все в этом заинтересованы?»

Марионетка может при этом ощущать себя частью большой игры, частью центральных событий и упиваться собственной важностью. А если Заказчик умный, он чувствует эту фальшь, и хочет убрать с дороги марионетку, и поговорить с тем, кто стоит за ней.

Повторюсь. Если рядовой сотрудник вместо того, чтобы решать обозначенную проблему в рамках его компетенции, описанной в соответствующей должностной инструкции, начинает втирать Вам что-то концептуальное типа «Я полагаю, что все договорённости были соблюдены... На Вас же никто не давил... Вы же сами подписали... В любой момент мы всё исправим, только сейчас будет очень концептуально поставить здесь Вам подпись…», то с Вами играют.

Я описываю очевидное, но я и не обещала ничего особенного. Манипуляциями пронизана наша жизнь. Интуитивно мы с Вами всё это чувствуем (опять это мы с Вами), но, тем не менее, я думаю, что это важно.

Многие люди живут в иллюзии, что если они не ругаются матом, прямо не оскорбляют человека, а лишь совершают "многоходовочки" через марионеток, то их нельзя вывести на чистую воду, их нельзя распознать. И даже если я всё понимаю, и до всего догадалась, то мне нечего предъявить общественности. А если я и осмелюсь предъявить что-то, то мне скажут, что мне показалось.

И, действительно, для многих психологических процессов и ситуаций нам не хватает слов, а матом выражаться неприлично. Но это не значит, что нельзя повышать свою грамотность в подобном направлении, и даже брать на вооружение некоторые методы и приёмы.

Вот такие мысли на сегодня.

Продолжение здесь (нажми прям на надпись)