Сегодня я и The Telegraph поведаем вам небольшую, но захватывающую детективную историю с открытым финалом. Исходные: заплесневелая коробка, величайший скульптор эпохи Возрождения, один упорный исследователь и один непризнанный шедевр.
Маленькая замазанная слоями яркой краски статуэтка из терракоты появилась в поле зрения около 20 лет назад. Некий антиквар приобрёл её в северной Италии. Решив, что это никчемная, китчевая подделка неаполитанской школы 19 века, хранил её в заплесневелой коробке, а затем продал коллекционеру за копейки.
Коллекционер же сделал смелое предположение, что статуэтку делали руки самого Микеланджело и обратился к Рою Долинеру американскому историку искусства, специалисту по итальянскому культурному наследию.
“Кошерный Шерлок Холмс” (как он сам себя называет) приступил к исследованиям. Десятилетие упорной детективной работы доказало, что маленькая статуэтка была моделью для одной из самых известных работ Микеланджело – статуи из белого мрамора, называемой «Пьета» (Оплакивание Христа). Сейчас статуя находится в Базилике Святого Петра в Ватикане.
Группа исследователей во главе с Долинером перекопала кучу архивов эпохи Возрождения и их труды увенчались успехом.
Группа наткнулась на многочисленные ссылки в современных документах на существование терракотовой фигуры. В инвентаризации 1591 года из Государственного архива Рима, а также в одном из документов 1600 года, хранящемся в архиве Болоньи в Тоскане, статуэтка приписывается Микеланджело.
«Святым Граалем» подтверждающим происхождение «терракотовой модели» стали документ датированный 1610 годом и письмо, которое в 1585 году написал один из помощников художника, Антонио Басойя. «Они были последней частью головоломки. Тайна решена», - заявил Долинер изданию The Telegraph.
Мир искусства полон подобных историй. Шедевр укрытый слоями пыли мирно дремлет на чердаке обедневшего аристократа или скептичного антиквара. И по счастливому стечению обстоятельств открывается миру. Согласитесь, звучит заманчиво. Кто-то скажет, что это все проделки жадных арт дельцов. Подобные фокусы проворачивались и в 17 веке, и в наши дни. Я же надену розоватые очки и побуду немного романтиком.
Первоначально статуя была покрыта девятью слоями яркой краски. Во время кропотливой реставрации, длившейся три года, краска была снята, чтобы открыть простой, терракотовый оригинал.
Анализ работы показал, что она была создана в период с 1473 по 1496 год – соответствующий ранним годам жизни Микеланджело.
Терракотовая фигурка изготовлена из необычной смеси глины и минерала под названием доломит. Подобный состав давал не только хорошую детализацию фигур, но и визуально походил на мрамор. Это было своего рода рекламным ходом, способом убедить французского кардинала дать ему работу. Микеланджело был флорентийцем, неизвестным в Риме и без покровителей. Терракотовая фигура была его шансом выиграть комиссию. Это создало ему репутацию на всю долгую жизнь.
Микеланджело часто делал терракотовые модели статуй, которые планировал вырезать из мрамора, и в основном они были одинакового размера. Фигуры соответствовали старой флорентийской мере длины, «braccio fiorentino» или «флорентийской руке», составлявшей 58 см. Длина терракотовой модели Пьеты составляет 58,3 см.
В пользу заявленного провенанса говорит и ряд визуальных признаков. Например: миндалевидные глаза и раздвоенная борода фигуры Иисуса.
Скептикам на заметку. Выводы команды проанализировала независимый искусствовед и музейный куратор Патриция Нитти. «Честно говоря, с самого начала у меня были большие сомнения. К нам очень часто приходят люди, утверждающие, что нашли работу Микеланджело. Мы очень, очень осторожны и скептичны», — призналась бывший директор Музея Майоля в Париже. Однако, изучив представленную информацию, она подтвердила, что фигуру выполнил Микеланджело.
Статуэтка остается в частных руках, но уже выставлена в Париже, где её успели увидеть 200 000 посетителей.