Найти тему
Михаил Лабковский

Зачем развивать таланты?

Оглавление

Мой текст под названием «Уроки с ребенком делать не надо» разошёлся по сети и вызвал массу родительских вопросов. Самые популярные из них – про кружки. Давайте об этом побеседуем.


Одна из моих Инстаграм-подписчиц написала, что её сын просит «после школы просто нормально пожить». Мать к нему прислушалась, но это случай редкий. Многие родители так и норовят отправить талантливого наследника на всевозможные занятия, если он проявляет маломальский интерес к тому или иному виду искусства. Я бы так поступать не стал.
Одна из моих Инстаграм-подписчиц написала, что её сын просит «после школы просто нормально пожить». Мать к нему прислушалась, но это случай редкий. Многие родители так и норовят отправить талантливого наследника на всевозможные занятия, если он проявляет маломальский интерес к тому или иному виду искусства. Я бы так поступать не стал.

Смотрите, какое дело. Если ребёнок прекрасно поёт, самовыражается при помощи рисования или, например, замечательно двигается, далеко не факт, что именно этим он и будет заниматься в кружке.

В художественных школах (по крайней мере, среднестатистических, у нас в стране) обычно никто до последних классов не рисует. Ну как – детей первые несколько лет учат рисовать стаканы, натюрморты, которые им ставят педагоги, ну и дальше идёт живая натура со скучными пейзажами. ⠀
Ни о каком полёте фантазии, возможности выразить себя на бумаге речи не идёт. То же самое касается пения, танцев, ну и всего остального. На занятиях никто не поёт – в первое время дети только разучивают ноты. ⠀
И вот родители меня спрашивают: «Михаил, ребёнок так любил рисовать, рисовал на уроках в школе, его даже ругали, а потом я отдал(а) его в художку, и он туда не хочет ходить. Как так?» . А вот так.

На своих публичных консультациях я очень люблю задавать вопрос: «Поднимите руки те, кто в детстве занимался фортепьяно». Поднимает ползала. «А теперь – те, кто за последний месяц хотя бы раз садился за инструмент» . Как вы догадываетесь, больше семи рук в тысячном зале я не вижу.

-2

Детям нужно детство, а не удовлетворение родительских амбиций


Отдавая ребёнка в кружок, не надо сразу строить на отпрыска планы. Он же рисует и танцует для удовольствия, а не для того, чтобы родительское самолюбие потешить. Так, что если вы ждёте, что после занятий у вас будет вторая Монсеррат Кабалье, а эта Монсеррат просто петь в душе любит, это прямой путь к конфликту с ребёнком.

Ну и дальше – классика: «Мать тебе профессиональные коньки зачем покупала?»; «Почему у нас в углу пылиться мольберт?!»; «Ты знаешь, сколько мы отцом потратили денег на твою гитару?»... Знакомо? А слёзы, мольбы, шантаж? «Не пойдёшь гулять, пока не сделаешь сольфеджио!» И прочее, прочее...

Когда же всё-таки стоит серьёзно заняться музыкой, скульптурой, живописью, языками? Этот вопрос должен решать для себя сам ребёнок. Я думаю, что оттачивать мастерство имеет смысл только в том случае, если ваш ребёнок, став уже более-менее взрослым, решает, что его правда интересует тот или иной вид творчества. В идеале – на этот момент он уже достаточно самостоятельный, чтобы свои занятия оплатить самому.

Кстати, 12/04/19 в Киеве пройдёт очень интересная публичная консультация, которая называется «Как быть счастливым, преодолев обиду и жалость к себе». На этой встрече я буду общаться со всеми теми взрослыми, которые, как многие мои слушатели, до сих пор живут с обидой на родителей (в кружок отдали или не отдали, отдали – но не в тот, талант не развили или, наоборот, заставляли заниматься). Приходите, разберёмся со всем.