Найти тему
NostalGames!

Mafia: The City of Lost Heaven — Игра с кодексом чести — Ностальгический обзор

Постер к игре Mafia: The City of Lost Heaven
Постер к игре Mafia: The City of Lost Heaven

В далеком 2002 году малоизвестная чешская студия неожиданно задала игровой индустрии планку: новый уровень сторителлинга, кинематографичности (постановка сцен, ракурсы, диалоги — все это не очень сильно зависит даже от графики), свободы действий и создания атмосферы. Мафия заявила о себе и, как ни странно, превзошла все ожидания. По крайней мере, мои собственные.

Наверное, году в 2003 в моем доме появился этот диск. Как это было у многих, я делил компьютер на двоих со старшим братом. Играли мы, соответственно, по очереди. Тогда я действительно был еще мальцом и мой старший брат сказал мне, что-то вроде: “Тебе не понравится, ты не поймешь.” И мне не понравилось, я не понял.

Ну что в этом могло быть интересного? Никакой динамики, ни взрывов, ни фантастического оружия. Машины — медленные, стрельба — сложная, кат-сцены — с мучительно долгими и скучными диалогами. В тот день, я только пожалел, что потратил отведенное для игры в компьютер время на Мафию, а не на какой нибудь Need For Speed.

Повторное знакомство состоялось только лет 5 спустя. Мафия действительно оказалась раем, затерявшимся где-то в ящиках между других дисков. До истории Томми Анджело нужно было дорасти. Сначала игра открывалась вам по средствам совершенно ненавязчивых нарративных элементов — достаточно тонких, настолько, что их запросто можно упустить: вот на улице стоит мальчишка, и предлагает почистить вам обувь за монетку; вы едете по городу, слушаете местное радио и вдруг вас останавливает полиция, выписывают штраф за превышение скорости и отпускают! И еще очень, очень много всего. Игра будто соткана из таких микросцен, которые происходят то там, то тут. И, безусловно, это все очень сильно влияет на ее атмосферу. Потом, конечно, приходит осознание, что все сцены заскриптованы и скрипт почти всегда один и тот же. Однако, такие моменты делают самое главное — демонстрируют мир, в котором живут герои, заполняют вакуум и наполняют Lost Heaven City какой-никакой жизнью.

К счастью, никто не собирается проверять ваши карманы, в которых можно носить несколько единиц оружия.
К счастью, никто не собирается проверять ваши карманы, в которых можно носить несколько единиц оружия.

“Непыльная работа” — лично для меня, эта глава продемонстрировала почему Мафия не похожа больше ни на одну игру. Та самая глава, в которой вы выбираетесь за город собирать дань с хозяев придорожного мотеля, но все идет совершенно не по плану. Во-первых, сам факт того, что вы покидаете каменные джунгли, и еще долго едете среди полей, делает мир очень убедительным: он не ограничивается городом, он настоящий и проблемы у людей тут тоже настоящие. Во-вторых, сценарий в этой главе выстроен таким образом, что вам приходится убрать определенного человека — чаще всего в погоне. Однако, это не единственный вариант. Можно, например, подсмотреть в замочную скважину, что этот человек находится в туалете, выйти на улицу, и изрешетить внешнюю стену уборной из автомата. И это сработает! Игра вообще не дает вам никаких подсказок — она относится к вам очень серьезно.

Сюжет можно использовать для экранизации. Без адаптации. Как есть. Вы, наверняка, понимаете это сами.

Культовый кадр из главы "Непыльная работа" демонстрирует кинематографичность постановки сцен. Но вообще, курить на заправке — не самая лучшая идея.
Культовый кадр из главы "Непыльная работа" демонстрирует кинематографичность постановки сцен. Но вообще, курить на заправке — не самая лучшая идея.

Само собой, в 2019 году геймплейно игра ощущается... Мягко говоря, очень топорно. Лучше при прохождении не портить нервы и выставить самый простой уровень сложности, иначе интерес пропадает мгновенно.

Вместо итога. О Мафии, как и о любом произведении искусства, можно говорить очень долго. К сожалению, как экшен Мафия уже давно не актуальна, как игровая новелла — более чем. Живые персонажи, насыщенный мир, настоящая история, драматичная и без фальши. Если вы еще не побывали в шкуре Томми Анджело, попробуйте. Проникнитесь жизнью этих стильных бандитов, их мотивами и ценностями. Но помните, Мафия не стремиться вам понравиться — у нее свой кодекс чести.

9/10

P.S. Хотя и не очень понятно, насколько в данном случае уместны какие-либо оценки.

Подписывайтесь на канал, пишите в комментарии, что думаете вы? Впереди еще много обзоров старых игр :)