Найти в Дзене

Ханский гарем

Жизнь за пологом тайны

Слово «гарем» буквально означает «сакральное» или «тот, границы которого нерушимы». Иначе говоря, гарем – это место, где проживала прекрасная половина мусульманского общества, находившаяся под мужской защитой. Как и положено, гарем всегда оставался закрытым от посторонних глаз, скрывая и охраняя за плотной завесой частную жизнь его обитательниц. Поэтому не удивительно, что в представлении европейцев, жизнь в гареме до сих пор основана на вымыслах и легендах.

Гарем крымских ханов по сей день остается одним из самых интригующих и мало изученных объектов в истории Крымского ханства. Но, тем не менее, благодаря отрывочным сведениям о женской половине в доме Гираев можно с уверенностью сказать, что крымский гарем нельзя сравнивать с гаремами других правителей. К примеру, в отличие от знаменитого стамбульского сераля Топкапы, в бахчисарайском гареме никогда не практиковали коллекционирование выдающихся красавиц со всего мира. Гираи были более разборчивы в выборе жен, отдавая предпочтение благородному происхождению своих избранниц.

Крымский гарем можно было смело назвать своеобразным «институтом государственной власти». Здесь ханские родственницы с юных лет обучались не только музыке, литературе, толкованию Корана, придворному этикету, но и азам правоведения, точным наукам и философии. Так как любая из них могла впоследствии удостоиться высокого титула – анабеим.

Еще меньше известно о том, каким был гарем до того, как Бахчисарай стал третьей столицей Крымского ханства. Но, исходя из письменных источников, можно сделать предположение, что его обитательницы вели демократичный образ жизни, свойственный свободолюбивым тюркским женщинам. Другими словами, первые ханши не были ограничены в своих действиях и не изолированы от внешнего мира. Они активно принимали участие не только в жизни супругов, но и нередко играли значительную роль в государственных делах своей страны. Так, например, крымская ханша Нур-Султан участвовала во внешней политике своего супруга Менгли Гирая, вела переписку с иноземными государями и князьями. Одним словом, женщины из рода Гираев не были затворницами, не прятали своих лиц и, что немаловажно, воспитывали своих сыновей в уважении и любви к слабому полу. А к совету мудрой женщины, пользующейся непререкаемым авторитетом в обществе, всегда прислушивались. Не забывали о ханских женах и правители вассальных княжеств, знавшие их поименно и присылавшие каждой в отдельности дорогие подарки.

-2

Со временем положение представительниц рода Гираев несколько изменилось под влиянием соседней Османской империи. Размеренная жизнь прекрасной половины ханской фамилии отныне стала протекать в замкнутом и обособленном мирке гарема, о которой известно очень мало по той причине, что сюда, в частные покои ханов, не было доступа посторонним лицам. И все же к советам и мнениям их обитательниц всегда прислушивались мужья, сыновья, братья и племянники, а иногда даже и пасынки.

Женская часть Бахчисарайского дворца состояла из четырех гаремных корпусов, общей численностью более семидесяти комнат. Но все это великолепие было варварски уничтожено в 20-х годах XIX века по причине якобы их ветхости. И сегодня до нас дошли лишь остатки роскошного ханского гарема из небольшого корпуса в три комнаты, где приблизительно восстановлен интерьер когда-то богатого жилища властительниц Крымского ханства. В гареме проживала вся женская половина Ханского дворца: матери, тетки, сестры, жены и дочери, а также целый штат придворных дам и прислуга. Кроме женщин в гареме жили два кизляр-ага – главные смотрители, отвечающие за общение гарема с внешним миром, и их помощники – евнухи.

-3

Фактически гаремом управляла анабеим или валиде – самая влиятельная фигура в Крымском государстве после хана. Это звание присваивалось матерям, старшим сестрам или женам правящих ханов и сопровождалось пышной церемонией. Официально анабеим уступала иерархически только калге – наследнику. Эта женщина пользовалась большим уважением и влиянием, как во дворце, так и за его пределами, активно принимала участие во внутренних и внешних делах государства. Она имела свой доход с ханских земель, владела загородными поместьями, а также получала подарки от крымской знати и иностранных государств. Как правило, главная дама Крымского ханства присутствовала на заседаниях Дивана, имела право голоса и могла оказать существенное влияние на решение хана. Ей позволялось также вести дипломатическую переписку с европейскими дворами в поддержку политического курса своего сына, брата или супруга, находившегося у кормила власти. Иногда титул анабеим присваивался сразу двум уважаемым дамам. Так, например, знаменитый полководец, покоритель Московии хан Девлет Гирай ничего не предпринимал, не посоветовавшись с матерью Нурум-Султан и первой женой Айше Фатьмой Султан.

-4

Жительницы гарема имели право по своему желанию присутствовать на торжествах, проходящих в «Диван-хане» – Зале Совета. Над верхней дверью главной Залы и сегодня можно увидеть забранный решеткой навесной балкончик со стрельчатыми арками. Именно сюда часто наведывались обитательницы гарема. Они следили за происходящим, но сами оставались невидимыми для посторонних глаз. Также женская половина ханской семьи облюбовала знаменитую Соколиную башню. С ее смотровой площадки они наблюдали за проходившими мероприятиями на главной площади перед дворцом. Специально для них приглашались комедианты и скоморохи, развлекавшие дам своими репризами. Женщины имели право наблюдать за военными учениями, проходившими во дворе дворца. Жены ханов по желанию могли в любое время покинуть Бахчисарай и уехать в свои загородные резиденции.

Как правило, представительницы дома Гираев занимались благотворительной деятельностью, оказывали покровительство и на свои средства возводили культовые сооружения. К примеру, по велению Бек Хан Султанхани (дочь хана Селима І Гирая) в 1707 году в Бахчисарае была построена мечеть Тахталы-Джами, а на средства Диляры Бикеч, всеми уважаемой дамы времен правления хана Крым-Гирая, возведена святыня Ешиль-Джами.

-5

Ханские дети проживали вместе с матерями на женской половине. И если принцессы оставались тут до замужества, то принцы уже в возрасте семи лет покидали матерей и нянек, чтобы по старой традиции приступать к учебе. Иногда мальчики получали образование в семье, но чаще всего их отсылали в Кабарду, где они жили в доме своего аталыка – наставника. А возвращались они в лоно своей семьи уже взрослыми мужчинами.

Мужчины из ханского рода Гираев не женились на простолюдинках. В ханской семье это считалось мезальянсом, унизительным для крымского правителя, особенно для его детей, рожденных в таком браке. Поэтому женами хана становились девушки из знатных крымскотатарских династий, равных по происхождению ханскому роду. Чаще это были дочери Ширинских беев. Не редкостью были браки и со знатными черкешенками. Принцам доставались невесты из лучших домов ханства, воспитанные в традиционном духе и обладающие чувством собственного достоинства.

Но были случаи, когда ханы брали в жены своих дальних родственниц. Кроме этого существовал тюркский брачный обычай – левират, по которому вдова умершего хана или принца могла выйти замуж вторично за родственника своего покойного супруга. Что касается принцесс из рода Гираев, то их выдавали замуж исключительно за беев и высокопоставленных особ государства, а иногда и за султанов Османской империи. Известно, что Айше Хафса Султан – дочь Менгли Гирая, была выдана замуж за будущего султана Селима I Явуза.

-6

Следует отметить, что представительницы дома Гираев пользовались значительной свободой в доме своего супруга, которому отныне приходилось забыть о второй жене. Разводиться с принцессами было строго запрещено, тогда как ханские дочери имели полное право с разрешения отца развестись с не устроившим их мужем и выйти вторично замуж. За ханскую дочь давалось большое приданое и устраивалось пышное торжество по случаю ее свадьбы. Город украшался арками, флагами, по ночам в небе вспыхивали фейерверки, а в гареме проходили празднества для невесты. Возможно, самой яркой частью свадьбы был Вечер хны, когда невесте раскрашивали красно-желтой краской ногти и пальцы. После того, как этот вечер заканчивался, гостей провожали во дворец, чтобы они могли принять участие в процессии, сопровождавшей невесту в дом жениха. Там ее встречал будущий муж. В доме новобрачного гостей потчевали, и после вечерней молитвы они оставляли дом жениха, взяв с собой полученные от него подарки...

-7

Так или иначе, далеко не секрет, что миром правят женщины. А мудрая женщина легко может подчинить себе мужчину и стать «серым кардиналом», собрав в своих нежных руках все бразды правления, даже если она при этом всю жизнь находится за ажурным балконом гарема.

Крымский познавательный журнал "Полуостров сокровищ", выпуск №10.