Пару дней назад Артем оставил включенный ноутбук с открытой страницей всем известной и нежно любимой школьниками социалочки. Признаюсь честно, я долго ходил вокруг стола, как кот вокруг сметаны, то и дело облизываясь. Тянуло поглядеть. Как-никак мой ребенок.
Совесть боролась с извечным родительским «а че такова, я имею право знать, чем там живет мой сын». В результате схватки победила совесть, пришлось его звать и командовать немедленно все закрыть — не вводить отца в грех подглядывания.
Артем, правда, буркнул, что ему скрывать нечего, хочешь — так читай, он, мол, ребенок честный и умный, компромат на себя нигде не оставит… И вроде бы посмеялись мы дома над этим случаем, а он мне все равно покою не дает.
Понимаете, общаюсь я со многими родителями — как в реальной, так и виртуальной жизни, и у большинства из них есть дурная привычка — «от» и «до» контролировать, что делают дети в сети. Кто-то в ультимативном порядке вытребовал у отпрысков логины-пароли от социалок и месенджеров, кто-то шпионит, заглядывая туда тайно и изучая историю браузеров.
— Я всегда читаю переписку сына с друзьями, я должна знать, чем он живет и о чем они говорят, — хвасталась недавно знакомая мамочка.
А там, простите-извините, мальчику тринадцать лет. Что-то мне подсказывает, что мамочка никогда не узнает, что на самом деле думает ее сын, о чем он на самом деле говорит с друзьями и чем он на самом деле живет — потому как парнишка тринадцать лет фик что «компрометирующее» напишет, если за ним так следит мама. Да и историю браузера подчистит, или просто воспользуется режимом инкогнито.
— Ну да, читать чужое непорядочно, нам говорили, — признаются в другой семье — Но упустить что-то в воспитании ребенка из-за ложной порядочности? Глупо!
И вот слушаю я их и думаю — ведь, с одной стороны, правы, наверное. Вроде как где-то там, в страшных лабиринтах сетевого мира существуют всякие злодеи, психически больные граждане, которые подстерегают наших детей — об этом, помнится, года два назад из каждого утюга кричали, предлагая крестовым походом идти против вконтактовского зла.
Но это одна сторона медали.
Другая — о, что у каждого человека должно быть свое личное пространство, куда никому не позволено лезть ни в белом пальто, ни в стерильных перчатках родительской заботы, ни просто в грязных сапогах «ачетакова, это же мой ребенок».
И если это пространство родители нарушают, то пусть и не удивляются, когда окажется, что их ребенок научился от них многое скрывать, причем очень успешно. Мальчики обсуждают девочек, девочки обсуждают мальчиков, подростки смотрят взрослые фильмы в сети и ходят по сайтам, которые предлагают контент далеко не детский. Черт возьми, дорогие взрослые — подростки — главные потребители сетевой порнографии! Это их основная тайна.
И лезть в нее — все равно, что подглядывать в замочную скважину. Заберетесь — вашему же ребенку будет неудобно, он начнет следы своих похождений заметать тщательнее. А заодно — доверие потеряете. Потеряете доверие — и гораздо более важные изменения, гораздо более опасные, окажутся незамеченными. Ребенок научится играть, лицемерить, прятаться, скрываться.
Оно вам надо? Оставьте сетевые развлечения приватным делом. Вспомните себя в возрасте вашего ребенка. Я вот вспомнил. Я бы не простил родителям, если они полезли проверять мои вещи и читать мои записи. Или начали подслушивать мои разговоры (инета тогда не было). Вы бы поняли-простили такое обращение с собой? Только честно?
Больше чем уверен — никто бы не понял и не простил. Так зачем лезть в личную жизнь ребенка? Он имеет на нее право.
А если вдруг что-то у вас вызывает подозрения, поговорите с ребенком честно. Это лучше всего.