Поговорим о феномене "шерлокомании" и ренессансе классического детектива имевшем место в последние годы.
За последние десятилетия литературный и культурный ландшафт вокруг нас претерпел множество глобальных изменений, даже привычные вещи (жанры, герои, явления массовой культуры) приобрели новый смысл. Одним из новых, ярких феноменов стал возродившийся интерес к классическому детективу и персонально – Шерлоку Холмсу.
Почему же мир охватила новая волна «шерлокомании»? Для начала обратимся к её истокам.
В пору зрелого викторианства традиционный романтический герой - аристократ, бунтарь, влюбленный и отверженный, стал утрачивать свои позиции, но все ещё оставался необходимым персонажем в популярных «готических романах» и «романах тайны».
Общество ждало нового героя – созвучного эпохе технического прогресса: человека образованного, однако не аристократа по крови, способного самостоятельно заработать средства на обеспеченную жизнь, ценящего комфорт и достижения научной мысли не меньше самих читателей.
Именно Конан Дойл оказался автором, который предложил ответ на общественный запрос. Именно он довел до совершенства три принципа, изменивших массовую культуру:
- отказался от мистики и тайн (семейных, любовных, родовых), поставив в центр повествования универсальную фигуру: частного сыщика. Джентльмена экстраординарного, однако готового встать на защиту порядка при помощи достижений прогресса, включая собственный «дедуктивный метод». Таким образом, повествование вырвалось из сюжетной рамки «длинной истории» и больше не ограничивалось ничем.
- приставил к герою наперсника, выступающего в качестве рассказчика, – человека вполне обычного, потому способного переводить на доступный читателям язык любые логические умозаключения своего гениального приятеля.
- снабдил героя узнаваемыми и воспроизводимыми внешними атрибутами: охотничьей шляпой, плащом-крылаткой, курительной трубкой, лупой, тростью и т.д. Эти атрибуты любой желающий мог приобрести в ближайшем магазине, дабы почувствовать себя детективом.
Опираясь на дедуктивный метод, суть которого укладывается в одну фразу - «Всякая жизнь – это огромная цепь причин и следствий, и природу ее мы можем познать по одному звену» - Конан Дойл создал вполне четкую и воспроизводимую композицию рассказ, совпадающую с методикой расследования:
- обращение жертвы
- сбор разрозненных, случайных и незначительных фактов
- логический анализ фактов посредством дедуктивного метода, безошибочный вывод
- неотвратимое разоблачение виновного.
Современным Шерлокам приходится восстанавливать порядок в мире, перегруженном информацией, грозящем всеобщей информационной энтропией, продуцирующей эсхатологические настроения – предощущение конца времен. Логичное объяснение окружающей действительности, которое способны дать гениальные сыщики, востребовано как никогда. Детективы сохранили безупречные манеры джентльмена и охотничью шляпу, но весьма далеко ушли от своего прототипа.
Современное общество сформировало более гибкие нормы социально приемлемого поведения и стандарты адаптации для «необычных» людей. В нашем дивном новом мире, чтобы добиться успеха, не требуется быть совершенством буквально во всем. Современные воплощения Шерлока Холмса - жертвы деструктивных привычек, детских психологических травм и неврозов, игнорирующие правила и ограничения, но каждый из перечисленных пунктов лишь обостряет их врожденную способность вычислять истину логическим путем. В рамках мирка бумажной книги новым Шерлокам слишком тесно, и они смело шагнули в новейшие литературные форматы – мэш-ап и кроссовер.
Мэш-ап – оригинальное литературное произведение, созданное путем смешивания фрагментов классического литературного текста и литературного текста современного автора, в котором фигурирует тот или иной тренд массовой культуры. Например, родоначальница жанра - книга Сетт Грэма-Смита «Гордость и предубеждение и зомби», мой роман "Тимур и его команда и вампиры" или роман «Шерлок против марсиан» Генри Лайона Олди.
Кроссовер – оригинальное литературное произведение, в котором использовано сразу несколько сюжетных линий или персонажей одного и того же автора или франшизы, реже – нескольких персонажей сходных жанров (например: Б. Акунин «Узница в башне, или краткий, но прекрасный путь трех мудрых», Желязны «Ночь в тоскливом октябре»)
Ну и какой Шерлок вам нравится больше?
Присоединяйтесь к нашему сообществу Райтхак! https://www.facebook.com/groups/757873374354131/?multi_permalinks=1337243206417142¬if_id=1554892242018257¬if_t=feedback_reaction_generic