Черное море часто называют кладбищем затонувших кораблей. Одни лежат недалеко от берега, другие покоятся на больших глубинах, третьи удалось поднять, но в морской пучине навсегда остались утонувшие вместе с кораблями люди. Всех подобных катастроф не перечислить – мы выбрали десять самых известных и самых трагичных.
1. Византийское судно
Под Севастополем в районе Учкуевки на глубине 19 метров лежит затонувшее византийское торговое судно IX–X веков с остатками груза – множеством амфор. Как известно, князь Владимир Красно Солнышко захватил Херсонес и принял в нем крещение, а затем обвенчался с сестрой двух братьев императоров, правящих в то время Византией, – принцессой Анной. Согласно преданию, вместе с невестой на свадебный пир братья снарядили корабль с отравленным вином. Но во время сильного шторма судно затонуло немного севернее Херсонеса. Возможно, в водах Учкуевки на дне покоится тот самый злополучный корабль, который вез амфоры, доверху наполненные ядовитым напитком.
2. Два «Владимира» и «Константин»
Скалистый феодосийский мыс Святого Ильи, пока на нем не установили маяк, не единожды становился местом гибели кораблей. В 1890 году недалеко от этого мыса разбились о рифы и затонули пароходы «Великий князь Константин» и «Владимир». Спустя четыре года еще один пароход с именем «Владимир» потерпел катастрофу в Черном море: ночью 27 июня в него врезался итальянский грузовой пароход «Колумбия». Из 203 человек, находившихся на российском судне, погибло 106, среди них – генералы, несколько князей, лица из свиты греческого короля, старшие офицеры и их семьи.
3. Корабли союзного флота
Шла Крымская война. Утром 14 ноября 1854 года покой английских, французских и американских кораблей, стоявших на якорях в гавани и на внешнем рейде Балаклавы, нарушил сильнейший ураган, прокатившийся над всем Черным морем. Один из свидетелей тех страшных событий утверждал: «Моряки, подвергавшиеся опасностям на всех морях, не помнят, чтобы им приходилось быть свидетелями подобной бури». Этот ураган стоил жизни 1500 морякам союзного флота, потери боевых кораблей и транспортных судов составили 60 единиц, материальный ущерб – 60 млн. франков. По признанию многих современных исследователей морских катастроф, в истории мало найдется примеров одновременной гибели такого количества кораблей. Даже спустя неделю после урагана многочисленные тела погибших все еще плавали в бухте и в открытом море. А берега были усеяны обломками судов. Среди затонувших кораблей англичан был и гордость Ее Величества – пароходо-фрегат «Принц» с годичным жалованием для британской армии, вошедший в историю под именем «Черный Принц».
4. Подводная лодка «Камбала»
Подводная лодка «Камбала» была построена в Германии по заказу Морского Ведомства России, в 1908 году ее по железной дороге доставили из Либавы в Севастополь. Но плавать в Черном море «Камбале» довелось недолго – в мае 1909 года во время учений ее протаранил броненосец «Ростислав». Удар был такой силы, что почти сорокаметровую субмарину разрезало пополам. Погибли командир дивизиона подводных лодок, его помощник и 18 нижних чинов. Носовая часть лодки с находившимися в ней телами 15 подводников была поднята водолазами. Погибших похоронили на военном кладбище Севастополя, рубку подлодки установили на могиле в качестве памятника. Гибель «Камбалы» стала первой катастрофой русской подводной лодки с гибелью личного состава подводного флота России.
5. Дредноут «Императрица Мария»
В 1916 году Россия была потрясена известием о гибели новейшего дредноута русского флота «Императрица Мария». 20 октября этот корабль вместе с другими суднами стоял в Севастопольской бухте. После утреннего подъема матросы «Императрицы» услышали характерное шипение горящего пороха, а затем увидели дым и пламя. Объявили пожарную тревогу, начали заливать корабль водой, но вскоре «Императрица» содрогнулась от мощнейшего взрыва: столб пламени взметнулся вверх на 300 метров. Затем последовало еще несколько взрывов – и дредноут пошел ко дну. В результате этой катастрофы погибли 152 человека. Расследованием установлено, что причиной трагедии стала диверсия.
6. Пароход «Ленин»
24 июля 1941 года пароход «Ленин» вышел из Одессы в Мариуполь. Это был последний рейс, увозивший одесситов из осажденного города, поэтому пароход оказался перегружен людьми: двери в каюты не закрывались, были заполнены все салоны, коридоры, палубы и трюмы. В пути судну пришлось сделать вынужденную остановку в Севастополе. 27 июля в семь вечера «Ленин» покинул крымский берег, а в полночь корабль наткнулся на минное заграждение. Последовал мощный взрыв, и пароход лег на правый борт, стремительно погружаясь в воду. Палуба в прямом смысле слова уходила из-под ног, люди кричали от ужаса, не зная, куда бежать. Спустить на воду шлюпки из-за сильного крена было невозможно – лишь две оказались в воде, при этом, по некоторым данным, у одной из них не успели обрубить концы, и она с людьми ушла на дно вместе с кораблем. Спасательные средства тоже достались не всем. В первые дни рейса спавшие на палубе люди подкладывали под голову пробковые пояса. Капитан приказал их отобрать и для сохранности запереть в ящик с огромным замком. Когда «Ленин» стал тонуть, злополучный замок не смогли сбить даже топором… Стометровый пароход погрузился в воду за 5–10 минут. Сколько людей погибло той ночью, не известно – по разным оценкам, от 650 до 2500. Сейчас затонувший «Ленин» лежит на глубине 97 метров в районе мыса Сарыч.
7. Немецкие «Тотила» и «Тея»
Весной 1944 года Красная Армия с победными боями освобождала наш полуостров. Основная группировка неприятеля в это время находилась в Севастополе. Шла экстренная эвакуация фашистских войск конвоями. Ночью 10 мая 1944 года к мысу Херсонес подошли два немецких теплохода – «Тотила» и «Тея», и начали погрузку войск. «Тея» взяла на борт около 5000 человек, «Тотила» – около 4000. Утром корабли отправились в Констанцу, но были атакованы советской морской авиацией и затонули. Сколько погибло людей, точно не известно: согласно сведениям из разных источников, их число колеблется от 1500 до 3900. Нынешней весной российским ученым удалось найти «Тотилу» – корабль лежит на глубине 97 метров неподалеку от Херсонеса.
8. Теплоход «Армения»
В очередную годовщину Октябрьской революции, 7 ноября 1941 года, у берегов Крыма произошла катастрофа, и по сей день считающаяся одной из самых крупных за всю мировую историю кораблекрушений. В этот день теплоход «Армения», на борту которого были тысячи людей (раненые, эвакуируемые мирные жители, семьи партизан и руководящего состава ряда ведомств), покинул ялтинский порт. В море теплоход сопровождали два сторожевых катера и два истребителя. «Армения» успела отойти от берега лишь на 25 миль – и в 11 часов 25 минут была атакована немецким торпедоносцем. Самолет зашел со стороны берега, сбросил две торпеды и скрылся. Истребители прикрытия не успели среагировать. Одна из торпед попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» затонула. Точно известно лишь число спасенных: семерых подобрали сторожевые катера, еще одной женщине чудом удалось добраться до берега самостоятельно. Что касается погибших, то в официальном отчете речь шла о 5000, а современные исследователи говорят, что в тот день Черное море стало могилой для 7000 человек… Точное место гибели «Армении» не известно до сих пор. В 2006 году ее поиски вел знаменитый американский исследователь Роберт Баллард, обнаруживший «Титаник» и ряд других затонувших кораблей. Но найти «Армению» он не смог.
9. Линкор «Новороссийск»
В 1949 году после раздела германского и итальянского флотов странами антигитлеровской коалиции на Черноморский флот попал итальянский линкор «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»). Итальянца переименовали: под именем «Новороссийск» и под военно-морским флагом СССР он отправился в Севастополь. В ночь с 28 на 29 октября 1955 года в носовой части линкора, стоявшего буквально в 100 метрах от Павловского мыса в Ахтиарской гавани Севастополя, прогремел чудовищный взрыв. Во время взрыва мгновенно погибли 250 спящих матросов. Через полчаса на линкор в срочном порядке прибыл командующий флотом вице-адмирал Пархоменко. Крен линкора к тому времени как будто удалось стабилизировать, командующий выстроил всю команду (около 1000 моряков) на палубе, но затем «Новороссийск» внезапно опрокинулся и все посыпались в воду… Многие оказались заперты в отсеках корабля, но вызволить из этого жуткого плена смогли лишь 9 человек. Через сутки корпус «Новороссийска» ушел в сорокаметровый слой донного ила. Стук оставшихся в линкоре людей водолазы перестали слышать только 1 ноября… Всего во время катастрофы погибло 603 моряка, истинные причины взрыва засекречены до сих пор.
10. БПК «Отважный»
Класс больших противолодочных кораблей (БПК) появился в 1960–70-е годы в СССР как противовес подлодкам иностранных флотов, в том числе и атомным. «Отважный» был первым кораблем ВМФ СССР, у которого главными двигателями были газовые турбины. Он вступил в строй в январе 1966 года, нес службу в Средиземном море и был признан лучшим кораблем своего класса во всем советском флоте. 30 августа 1974 года «Отважный» участвовал в учениях кораблей Черноморского флота неподалеку от мыса Херсонес. В 9.45 он занял позицию на полигоне, а в 10.02 в районе кормовых труб раздался мощный взрыв, затем еще три. Судно потеряло ход, начался пожар, огонь дошел до цистерны с керосином – и она взорвалась. Корабли, стоявшие по соседству, были беспомощны, и команде «Отважного» приказали срочно покинуть судно. Корабль свечой ушел на 122-метровую глубину. Из 287 человек личного состава и проходивших на «Отважном» практику курсантов погибли 24 человека. Причиной аварии был взрыв ракеты.
Крымский познавательный журнал "Полуостров сокровищ", выпуск №14.