Bruce Goldsmith
Многие пилоты наивно полагают, что победа в гонке или просто полёт с высокой скоростью заключаются лишь в том, чтобы посильнее выжать планку акселератора. Реальность ещё никогда не была так далека от этого. Быстрый полёт - это не только полёты на переходах с высокой скоростью. Другие слагаемые полёта ещё более важны: как например, не застревая, как можно быстрее найти и набрать высоту в самом мощном месте восходящего потока.
Чтобы понять о чём я толкую, задумайтесь о количестве времени, которое можно отыграть или потерять на каждом совершаемом действии. Давайте рассмотрим обычный маршрутный полёт, во время которого вы набираете высоту 1 000 метров со средней скоростью 2 метра в секунду, а затем летите на переходе, ища следующий восходящий поток. Поиск следующего потока занимает у вас одну-две минуты. Давайте рассмотрим различные варианты.
Летим быстрее на переходе
Для начала давайте обсудим что случиться, если выжать акселератор ещё немного. Предположим ваша скорость выросла с 45 до 50 километров в час при аэродинамическом качестве 8:1. С высоты 1 000 метров вы пролетите 8 километров за 10 минут 40 секунд на скорости 45 километров в час или те же 8 километров за 9 минут 35 секунд на скорости 50 километров в час. Увеличение скорости на 5 километров в час экономит одну минуту. Но угол планирования будет хуже для более высокой скорости. Это вполне может свести на нет преимущество в скорости, но для упрощения нашего примера, мы опустим данную особенность.
Летим быстрее на переходе
Для начала давайте обсудим что случиться, если выжать акселератор ещё немного. Предположим ваша скорость выросла с 45 до 50 километров в час при аэродинамическом качестве 8:1. С высоты 1 000 метров вы пролетите 8 километров за 10 минут 40 секунд на скорости 45 километров в час или те же 8 километров за 9 минут 35 секунд на скорости 50 километров в час. Увеличение скорости на 5 километров в час экономит одну минуту. Но угол планирования будет хуже для более высокой скорости. Это вполне может свести на нет преимущество в скорости, но для упрощения нашего примера, мы опустим данную особенность.
Ищем следующий поток
Предположим, Джек, сделав переход, сразу нашёл восходящий поток сразу перед собой, в то время как Джилл затратила на его поиск 2 минуты. Джек изначально получает заметное двухминутное преимущество над соперником. Если вокруг вас есть другие пилоты, - наблюдая за ними вы сможете быстрее локализовать поток.
Эмпирическое правило таково: если вы не уверены, где будет следующий термик, - не спешите первым лететь в это место, возможно вы будете вынуждены тратить время на поиск потока.
Стоит лететь чуть медленнее, с лучшим углом планирования, прилететь с чуть большим запасом высоты, наблюдая за другими пилотами перед собой. Пусть они найдут этот поток для вас. Подобный способ даёт прекрасные шансы прилететь непосредственно к месту с максимальной скороподъёмностью с минимальными потерями времени.
Выжимая акселератор сильнее других, вы можете прилететь первым, но также и ниже других. Поэтому не найдя поток сразу и “застряв” с остальным гаглом, вы проиграете!
Эффективнее набираем высоту
Если вы не умеете эффективно термики, - ваша средняя скороподъёмность значительно снижается. Анализируя треки членов сборной Великобритании одного из чемпионата Европы, я обнаружил, что средняя скороподъёмность лучших пилотов сборной была в два раза выше скороподъёмности худших пилотов сборной в одних и тех же потоках. Именно это будет иметь огромное значение, как я покажу позже.
Использование средней скороподъёмности вместо максимальной - это ключ ко всему. Максимальная скороподъёмность - это то, чем мы хвастаемся, когда вариометр несколько секунд показывает значение 5 метров в секунду. Она значительно отличается от реальной усреднённой скороподъёмности, достигаемой пилотом. Обычно средняя скороподъёмность в потоке меньше половины её пикового значения.
Вернёмся к нашим пилотам. 1 000 метров высоты Джек набирает со средней скоростью 2,5 метра в секунду (и это действительно прекрасно), в то время как Джилл менее эффективна, выдерживая лишь 1,5 метра в секунду. Джек достигнет базы лишь за 6 минут и 40 секунд, а потребуется уже 11 минут 7 секунд.
Джилл отстанет на четыре с половиной минуты от своего быстрее набирающего соперника. Огромная разница, которую никогда не отыграть просто летя чуть быстрее на переходах.
Застреваем
Хуже траты времени на поиск потока может быть только застревание. Бывает, что подобное застревание может стоить вам лишних пяти минут, одного часа или даже всего вашего полёта. Для упрощения нашего анализа давайте решим, что это будет стоить нам 30 минут. Сравните потерю 30 минут с потерями 2 или 4 минут на неэффективный набор высоты и невозможность сразу отыскать поток, эти полчаса могут быть закончить вашу гонку.
Прилетев немного ниже, лишь немногим ниже высоты, с которой вам легко выпарить, - эти несколько метров действительно будут иметь огромную цену. Подобное застревание может означать, что вы так и не сможете выбраться, ваш день закончится. Поэтому летя к месту, но у вас нет уверенности в наличии там потока, - минимизируйте риски, старайтесь не попасть туда первым и, конечно же, не в одиночку.
Промежуточный итог
Итак, давайте просуммируем сколько времени можно потерять на наших четырех различных этапах:
- Медленный переход: 1 минута.
- Поиск потока: 2 минуты.
- Медленный набор высоты: 4,5 минуты.
- Застревание: 30 минут.
Есть одно важное исключение из моих рассуждений по поводу не летать слишком быстро: если погодные условия настолько прекрасны, что риск приземлиться крайне незначителен. Подобное может случиться, если вы летаете в лучшее время дня, в лучший сезон года в некотором лучшем соревновательном месте в мире. Часто подобное случается на крупных международных соревнованиях, в таких условиях шанс застрять или не найти очередной термик значительно ниже, поскольку вы летите вдоль хребта с южной экспозицией, подпитываемого огромными термиками. При таких условиях действительно лучше лететь быстрее, но подобные условия не являются обычными для на каждом соревновании или в каждом полёте.
Не мешкайте
Составными частями быстрых полётов являются быстрое принятие решений и быстрые действия в соответствии с этими решениями. Видя в пределах досягаемости пилота или птицу, набирающих высоту быстрее вас, растущее кучевое облако прямо над своей головой, не ждите несколько лишних разворотов, прежде чем решитесь лететь туда, - летите туда сразу, пока это работает. Несколько этих лишних разворотов могут стоить вам лишь минуты или потери целого термика. Поступив так несколько раз в течении полёта, вы очень быстро потеряете много времени.
Когда летишь на переходе
Выбравшись на самый верх, узнав место следующего термика, летите быстро туда. Вот теперь самое время воспользоваться акселератором. Но использование акселератора для увеличения скорости полёта - это не значит просто выжать его. Скорость и интервалы нажатия - важные составные части уменьшения раскачки и клевков параплана по мере роста вашей скорости, а также предотвращения клевков и раскачки крыла, вызванных термиками и турбулентностью.
Пилоты дельтапланов постоянно делают это в полёте, немного подруливая трапецией, борясь с клевками дельтаплана. Эти движения очень легко чувствуются и естественны на дельтаплане, также как и планка акселератора просто “плавает” у вас под пальцами на ногах. На параплане эти движения не настолько естественны, их сложнее скоординировать с клевками параплана, поскольку мы располагаемся значительно дальше от крыла.
Контроль за клевками особенно важен для параплана: постоянно работая акселератором, действительно можно значительно улучшить качество своего полёта во время перехода. Это одна из причин почему некоторые пилоты всегда летают лучше других, даже на одинаковых парапланах.
Делай всё правильно всё время
Чтобы быть лучшим спортсменом или маршрутным пилотом, вам необходимо всё делать правильно даже в неидеальных погодных условиях. Мгновенно находить потоки, набирать высоту с максимальной скороподъёмностью и никогда не застревать. Делая эти вещи правильно, сможете лететь немного быстрее, - именно это определяет разницу между победой и поражением.
Быстрое летание требует большого опыта и практики и не приходит само по себе даже для одарённых пилотов. Это требует множества тренировок, а лучшее место для них - это соревнования, потому что скорость и эффективность пилота зависят от уровня соревнований, в которых он участвует. Единственный путь выявиться летать действительно быстро - летать на соревнованиях всё более высокого уровня.
Необходимо запомнить
- Летать быстро - это не просто выжать акселератор “в пол”.
- Скорее это означает летать рационально и набирать высоту с максимальной скороподъёмностью.
- И думать наперёд, чтобы не застрять.
- Летайте быстро, если условия это позволяют, в противном случае это может быть рискованно.
- Пользуйтесь акселератором для контроля клевков.
- Участвуйте в соревнованиях, чтобы научиться летать быстро.
Перевод соответствующей главы книги "FIFTY WAYS TO FLY BETTER", автор Bruce Goldsmith and friends. Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора. Материал выложен на некоммерческой основе и исключительно для ознакомления.