С увеличением пассажиропотока на гражданских авиалиниях СССР, в конце 60 - х годов прошлого столетия Министерство гражданской авиации страны, принимает решение о выпуске постановления создания лёгкого самолёта для местных воздушных авиалиний. Основными условиями для такой машины были возможность осуществлять взлёты и посадки с грунтовых аэродромов и экономичность двигателей, учитывая что пассажирская вместимость такого самолёта предполагалась не более двух десятков человек, и соответственно, даже в Советском Союзе не желали расходовать огромное количество керосина на 20 человек.
К работам по проектированию такого самолета было привлечено КБ Бириева, которое успешно справилось с задачей, и в 1968 году самолёт Бе-30 выполнил свой первый полёт. Крейсерская скорость Бе-30 составляла 420 км/ч, с дальностью полёта до 1200 км, и вместимостью до 17 человек. Однако не только КБ Бериева занималось подобной рабой. Министерство ГА СССР, добавила конкурентов в это мероприятие, над проектом регионального самолёта работали так же в КБ Антонова, с его моделью Ан-28, который до сих пор находится в эксплуатации, и "братской" Республике Чехословакия, с их самолётом L-410.Б
Бе-30 так и не пошёл в серию ограничившись 8 экземплярами, у Ан -28 проект получился более успешный, хотя выпуск их самолётов начался только в 1983 году, и до 1997 года было произведено около 200 лётных экземпляров.
Возможно по причинам серьёзных осложнений отношений между СССР и ЧССР (Пражская весна 1968 года), что бы сгладить напряженность, даже в ущерб разработкам собственных КБ, было принято решение о закупке Чешских самолётов L-410.
В начале 1978 года был подписан первый контракт на поставку 100 машин L-410. Самолёт проходил испытания в условиях Крайнего Севера, и арктической территории Советского Союза.
С 1979 года, Чешский завод LET в небольшом городке Куновице, практически на границе с нынешней Словакией, начал выпуск модернизированной модели L-410UVP, которая и стала основной модификацией для поставок в СССР. Этот самолёт имел улучшенные взлётно - посадочные характеристики и уменьшенный шум и вибрацию в кабине, по отношению к первой модели.
Всего в период с 1978 по 1990 год, в СССР было поставлено более 800 машин этого типа в различных модификациях. Дальность полёта L-410 от 950 до 1500 км, пассажирская вместимость 17-19 человек, а максимальная скорость 300 -335 км/ч. Все характеристики кроме дальности (у последних моделей до 1500), несколько ниже или такие же как у Бе-30, но политика сделала своё, и Бе-30 навсегда ушёл в историю, так и не оставив значительных следов в гражданской авиации СССР.
Что касается L-410, то с 1990 года, в связи с политической не стабильностью в СССР, интерес к этому самолёту пропал, хотя предприятие LET, которое осталось на территории Чехии после разделения Чехословакии на Чехию и Словакию, продолжала выпуск L-410, учитывая, что темпы выпуска снизились почти в 10 раз, до 5 машин в год.
В 2008 году Уральская горно - металлургическая компания приобрела 51% акций LET, а в 2013 году оставшиеся 49%, став полным собственником предприятия.
На сегодняшний день, начато производство самолёта L-410, на базе Уральского завода гражданской авиации, в Екатеринбурге.
Если публикация оказалась полезной ставьте "лайки" пишите комментарии и подписывайтесь на канал.
Другие публикации по теме:
Ил-112В. Гордость или самообман?
НК-93. Авиадвигатель будущего, остался в прошлом!
Где выпускали самолёты в СССР?
Бе-200, остался без двигателей!
Ил-96, остался "под забором"!
Ил-76. Производство сегодня.