Короткой строкой — о морском волке, настоящем герое и невероятном искателе приключений по имени Чарльз Герберт Лайтоллер. Парадокс: байки и даже фильмы про него знает буквально каждый; про него самого не знает практически никто. Проверим?
Англичанин 1874 года рождения. С 13-ти лет работал на фабрике. Скоро бежал оттуда и нанялся юнгой на парусное судно. Через 12 лет уже был опытным моряком: обошёл полмира, переболел малярией, выжил при пожаре на судне, спасся при кораблекрушении, путешествовал по Северной Америке в товарных вагонах, быстро разбогател и так же быстро разорился во время "золотой лихорадки" на Клондайке, погарцовал ковбоем и снова вернулся на флот...
Своеобразное чувство юмора Чарльз Лайтоллер продемонстрировал жителям австралийского Сиднея во время англо-бурской войны. Австралия была тогда территорией Британии. Лайтоллер с помощью приятелей ночью водрузил над одним из местных фортов бурский флаг, зарядил мусором пушку и, подпалив длинный фитиль, отчалил. Выстрел пушки вызвал в городе переполох, который перерос в панику, когда жители Сиднея увидали над оборонительным сооружением флаг врага. Уйти от сурового наказания Лайтоллеру повезло лишь чудом.
Шутки шутками, но масла в голове у Чарльза, по-видимому, было достаточно: он рос по службе, к 1912 году получил назначение вторым помощником капитана и 10 апреля вышел из британского порта Саутгемптон в Атлантику на самом большом и комфортабельном пассажирском лайнере того времени. На "Титанике".
Через четыре дня, когда корабль тонул, Лайтоллер руководил посадкой в шлюпки по левому борту и выстрелами из револьвера отгонял обезумевших мужчин, давая возможность спастись женщинам и детям. Он сам оказался в воде, сумел не погибнуть в гигантской воронке, умудрился развернуть складной спасательный плот и разместил на нём 30 пассажиров, с которыми вместе был спасён подоспевшим судном.
Как старший из выживших офицеров "Титаника" Чарльз Лайтоллер дал суду показания в защиту капитана и сформулировал инструкции по безопасности на море, которые используются до сих пор: среди них расчёт числа шлюпок по числу пассажиров, а не тоннажу, и обязательный постоянный радиообмен с информацией об опасных погодных условиях.
У "Титаника" был близнец — "Олимпик". Лайтоллер ходил и на нём, и на "Океанике"... В годы Первой мировой он попал в третье своё кораблекрушение: судно село на мель и разломилось, а Чарльз опять занимался спасением людей.
Перейдя служить на военный корабль, он охотился на вражеский дирижабль Zeppelin L31 и сумел его сбить. В должности полноправного капитана эсминца "Гэрри" протаранил германскую подводную лодку и сто миль возвращался в порт задним ходом, а день в день через шесть лет после трагедии "Титаника" тонул в четвёртый раз, когда с его кораблём столкнулся траулер.
Чарльз Лайтоллер стал отцом пятерых детей, собрал урожай наград, в чине коммандера (капитана второго ранга) вышел на пенсию, разводил цыплят, пытался играть на бирже, написал мемуары "Титаник и другие суда"...
Ему исполнилось 66, когда началась Вторая мировая, и его младший сын погиб в первый же день под бомбёжкой. Британские войска оказались прижаты к морю на пляже под Дюнкерком. Для их спасения началась операция "Динамо": обречённых солдат по призыву Черчилля вывозили через Ла-Манш лёгкими судами гражданского флота. Чарльз Лайтоллер снарядил свою яхту "Сандауэр" и при её максимальной вместимости в 20 человек сумел спасти 130 британцев, не получив ни единого повреждения.
Старший сын Чарльза Герберта Лайтоллера погиб в самом конце войны, а сам он умер во время Великого смога 1952 года в Лондоне. Яхта и личные вещи героя по сей день хранятся в музее Рамсгейт.
Вот такой волк. Настоящий, морской.
ССЫЛКА "О короткоствольном"
ССЫЛКА "О титаническом счастье"