Найти в Дзене

Российская Лапландия, часть 9 — Североморск, подводная лодка К-21

Начало

Последним объектом, который мы посетили в закрытой зоне, была подводная лодка К-21, установленная в качестве мемориала и музея в Североморске.

Под снегом, конечно, ее не очень хорошо видно. Разве что рубка с орудиями не полностью засыпана.

-2

Лодка была спущена на воду в 1939 году, а 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота. За время войны К-21 было засчитано 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей, а также лодка участвовала в атаке на немецкий линкор «Тирпиц» (если кто не в курсе — это брат-близнец линкора «Бисмарк», самого большого немецкого корабля времен Второй мировой), который засел в Норвегии и сильно мешал арктическим конвоям в СССР, а заодно связывал значительную часть британского флота.

Из состава флота лодка была выведена в 1954 году, после чего около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть — т.е. лодку частично затапливали, устраивали там пожары и прочую развлекуху для отработки действий экипажа в критических ситуациях. В итоге три кормовых отсека оказались полностью уничтожены внутри, так что впоследствии переборки между ними снесли, все там расчистили и разместили небольшую экспозицию в виде исторических фотографий, личных вещей командиров лодки, моделей советских субмарин времен Великой Отечественной и т.д.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

Ну а первые четыре отсека вполне нормально сохранились, так что можно посмотреть, что и как там было в оригинале. Кстати, несмотря на то, что эта лодка почти на 30 лет старше, чем Б-413, в ней как-то попросторней. Во всяком случае, я нигде не бился башкой и не застревал, в отличии от калининградской лодки.

Протискиваемся в четвертый отсек и видим рубку радиста.

-19

И рядом каюта акустика.

-20

Далее рабочее место штурмана.

-21

Каюта командира…

-22

…и напротив нее скромненькая кают-компания.

-23

Тут обитает старпом.

-24

И рядом командир электромеханической боевой части.

-25

Весьма важное заведение.

-26

Оригинальный предмет мебели, доживший до наших дней — кресло заместителя командира по политчасти С.А. Лысова.

-27

Гирокомпас.

-28

По понятным причинам обычный компас на подводной лодке бесполезен (такая куча железа вокруг), так что подводникам приходилось применять альтернативные решения.

Носовой торпедный отсек с шестью торпедными аппаратами.

-29

Лебедка для погрузки и заряжания торпед.

-31

А загружали торпеды на лодку вот через этот люк.

-32

Из-за дефицита места некоторым членам экипажа приходилось спать тут же, рядом с торпедами.

-33

Не самое уютное соседство, на мой взгляд.

Шлюзовая камера, через которую, в случае чего, можно было попытаться покинуть лодку (вот вам ответ на вопрос: «Куда ж ты денешься с подводной лодки?» ).

-34

Люк для загрузки мин.

-35

Да-да, лодка могла не только торпедами пуляться, но еще и мины устанавливать. Их загружали в специальные аппараты, расположенные под красными люками — по 10 штук в каждый.

-36

Всякие разные штуковины для управления лодкой.

-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43

Основной перископ, служащий для поиска и атаки вражеских кораблей.

-45

Чуть дальше находится люк, через который можно подняться в рубку.

-46

Там расположен еще один перископ, на этот раз для наблюдения за воздухом — т.е. перед всплытием можно посмотреть, не летает ли в небе что-нибудь противолодочное.

-47

И напоследок таблица непотопляемости субмарин этой серии.

-48

Служила для того, чтобы, оценив повреждения, можно было прикинуть, стоит ли бороться за жизнь лодки или можно сразу в саван заматываться.

И на этом заканчиваем прогулку по подводной лодке, да и по Мурманской области в целом.

Другие посещенные корабли-музеи:

СРТ-129, "Витязь", "Космонавт Виктор Пацаев", Б-413, "Ленин", "Красин"