Последним объектом, который мы посетили в закрытой зоне, была подводная лодка К-21, установленная в качестве мемориала и музея в Североморске.
Под снегом, конечно, ее не очень хорошо видно. Разве что рубка с орудиями не полностью засыпана.
Лодка была спущена на воду в 1939 году, а 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота. За время войны К-21 было засчитано 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей, а также лодка участвовала в атаке на немецкий линкор «Тирпиц» (если кто не в курсе — это брат-близнец линкора «Бисмарк», самого большого немецкого корабля времен Второй мировой), который засел в Норвегии и сильно мешал арктическим конвоям в СССР, а заодно связывал значительную часть британского флота.
Из состава флота лодка была выведена в 1954 году, после чего около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть — т.е. лодку частично затапливали, устраивали там пожары и прочую развлекуху для отработки действий экипажа в критических ситуациях. В итоге три кормовых отсека оказались полностью уничтожены внутри, так что впоследствии переборки между ними снесли, все там расчистили и разместили небольшую экспозицию в виде исторических фотографий, личных вещей командиров лодки, моделей советских субмарин времен Великой Отечественной и т.д.
Ну а первые четыре отсека вполне нормально сохранились, так что можно посмотреть, что и как там было в оригинале. Кстати, несмотря на то, что эта лодка почти на 30 лет старше, чем Б-413, в ней как-то попросторней. Во всяком случае, я нигде не бился башкой и не застревал, в отличии от калининградской лодки.
Протискиваемся в четвертый отсек и видим рубку радиста.
И рядом каюта акустика.
Далее рабочее место штурмана.
Каюта командира…
…и напротив нее скромненькая кают-компания.
Тут обитает старпом.
И рядом командир электромеханической боевой части.
Весьма важное заведение.
Оригинальный предмет мебели, доживший до наших дней — кресло заместителя командира по политчасти С.А. Лысова.
Гирокомпас.
По понятным причинам обычный компас на подводной лодке бесполезен (такая куча железа вокруг), так что подводникам приходилось применять альтернативные решения.
Носовой торпедный отсек с шестью торпедными аппаратами.
Лебедка для погрузки и заряжания торпед.
А загружали торпеды на лодку вот через этот люк.
Из-за дефицита места некоторым членам экипажа приходилось спать тут же, рядом с торпедами.
Не самое уютное соседство, на мой взгляд.
Шлюзовая камера, через которую, в случае чего, можно было попытаться покинуть лодку (вот вам ответ на вопрос: «Куда ж ты денешься с подводной лодки?» ).
Люк для загрузки мин.
Да-да, лодка могла не только торпедами пуляться, но еще и мины устанавливать. Их загружали в специальные аппараты, расположенные под красными люками — по 10 штук в каждый.
Всякие разные штуковины для управления лодкой.
Основной перископ, служащий для поиска и атаки вражеских кораблей.
Чуть дальше находится люк, через который можно подняться в рубку.
Там расположен еще один перископ, на этот раз для наблюдения за воздухом — т.е. перед всплытием можно посмотреть, не летает ли в небе что-нибудь противолодочное.
И напоследок таблица непотопляемости субмарин этой серии.
Служила для того, чтобы, оценив повреждения, можно было прикинуть, стоит ли бороться за жизнь лодки или можно сразу в саван заматываться.
И на этом заканчиваем прогулку по подводной лодке, да и по Мурманской области в целом.
Другие посещенные корабли-музеи:
СРТ-129, "Витязь", "Космонавт Виктор Пацаев", Б-413, "Ленин", "Красин"