Найти тему
Роман Апрелев

«Лес»: чернуха или правда жизни?

Сартр утверждал, что природа враждебна нам. Города защищают человека от нее. Но урбанистическая среда тоже не всегда благосклонна к людям, поэтому бетонные коробки нередко называют каменными джунглями. В общем, природа – она, конечно, кормилица. Затерли до дыр тезис о необходимости жить в гармонии с ней. Вот только человек всю свою историю стремился вырваться из тесных объятий натуры. Слезть с дерева.

Кадр из "Леса"
Кадр из "Леса"

Кремень позволил не ждать удара молнии. Одежда из шкур снизила зависимость от климата. Оружие дало возможность противостоять хищным зверям. Человек тысячелетиями выживал, противостоял темным зарослям, в которых таились как запасы пищи, так и угрозы для жизни. Наши предки старались придумать собственные законы, по которым можно было бы уживаться друг с другом. Но до сих пор в дремучих лесах наши кодексы и конституции не действуют. Чуть отошел из зоны покрытия wi-fi – и всё: закон – тайга с прокурором в берлоге.

Кадр из "Леса"
Кадр из "Леса"

Фильм «Лес» Романа Жигалова затрагивает почти табуированную ныне тему любви подростка и взрослой женщины. Правда запрет больше на уровне официального лицемерия. В обществе есть четкое разделение: если мужчина соблазняет девочку – подлец и педофил. Если мальчик познает основы половых отношений с женщиной, то на это закрывают глаза. У психологов и педагогов, конечно, может быть аргументированное мнение насчет несформированной детской психики. Но в народном мнении подход однозначно разнится. Скупые свидетельства (все-таки на эту тему мало кто станет откровенничать) гласят, что в первое послевоенное десятилетие такое было не редко. В городах и деревнях не хватало молодых мужчин. Поэтому нерастраченную страсть женщины отдавали подрастающему поколению.

Кадр из "Леса"
Кадр из "Леса"

Впрочем, у Жигалова формальность соблюдена: старшекласснику Даниле 16 лет – возраст согласия. Но в любом случае всем понятно, что школьник и замужняя соседка Катя, которой за 30, не пара. Мне эта история запретной любви напомнила снятую полтора десятилетия назад «Эйфорию» Ивана Вырыпаева. Вообще очень разные картины роднит ощущение экзистенциального трагизма. Люди живут на краю света – и чувства оголены. Здесь нет городского понятия: обратиться в суд. Хватаются за ножи и двустволки. «Эйфория» стала одним из самых визуально красивых фильмов нового российского кино: волгоградские степи, зеленые воды Медведицы, молодая Полина Агуреева. «Лес» по-северному суров. Архангельская область тоже прекрасна, но эта краса неброская.

Кадр из "Леса"
Кадр из "Леса"

У соцсетей на проблемные фильмы готов рефлекс: «чернуха»! Хотят западные призы загрести, вот и клевещут на российскую действительность. Режиссеры подтверждают, что на фестивали гораздо охотнее берут стереотипные картины о России: сидит мужик в ушанке посреди снежной равнины, пьет водку, а тут как хвать его медведь за голову – конец фильма. Но хочется спросить: а что, в деревнях разве не пьют? Разве нет тупых разборок между поселковыми и районными? Да, пожалуй, средневековой жестокости 90-х уже нет. Но нищета, неустроенность и бесправие остались.

Кадр из "Леса"
Кадр из "Леса"

Данила замкнутый, ничем особо не одаренный парень. На лидерство не претендует. Поэтому вожак местной гопоты его публично унижает, обзывает гомиком. Хотя у самого при этом содомитская серьга в ухе! Занятная деталь.

Мать Данилы – недалекая деревенская женщина. Отец – местный предприниматель с тяжелым взглядом висельника, да еще и насильник. Муж взрослой возлюбленной алкаш, который ее бьет. Среда губительна для юной души, которая открывается для большого чувства. Не стану придавать особого значения подростковой влюбленности. Наверняка, прошло бы. Но это этап взросления, вступления в жизнь. И Данила стремится войти в нее, не запятнав себя предательством.

Отец главного героя. Кадр из "Леса"
Отец главного героя. Кадр из "Леса"

Он пытается свести счеты с подлецом папашей. Но взрослый мужик сильнее подростка. Однако Данила спасает Катю от уличившего ее в неверности мужа. Спасение получилось кровавым. Но за заступничество Катя платит благородством: берет всю вину на себя. Можно было бы затаиться по совету родителей. Не ломать себе жизнь. Вот только мужчинами становятся не в постели. И не в избиении слабого. Так что единственный мужчина тут Данила, который сбегает из дома, чтобы сдаться в полицию.

И на этом еще не точка. Просто не хочется пересказывать сюжет – он стоит того, чтобы все увидеть своими глазами.