Девушка придирчиво проверяла лежащие перед ней часы. Осмотрела все цветы, лепестки, узоры, покрутила стрелки, проверила как ходит часовой механизм, после чего положила часы обратно в коробку и протянула Наталье со словами:
- Вы знаете, мне не нравится.
Это был наш первый заказ. С каким воодушевлением мы делали эти часы, сколько сил, времени, труда потратили на них. Ещё много чего не знали, перерасходовали огромное количество стекла. С какой любовью отрисовывали каждую циферку на часах! Поэтому реакция заказчика просто убила, мы стояли в шоке.
- Цифры на часах какие-то некрасивые, корявые. А вы можете сделать ровные, как на заводских часах?
-Да, можем.
Мы договорились о встрече на следующий день. За день нужно было сделать так, чтобы цифры были идеально ровные и красивые.
Как на заводских часах!
Но часы-то ручной работы!
Но заказчик просит!
И заказчик всегда прав!
За сутки, перелопатив горы материала, мы решили проблему как сделать идеально ровные цифры на стекле, чтобы они потом не отошли, не отклеились, не отвалились. На следующий день часы были торжественно вручены с идеально ровными, красивыми цифрами. Девушку всё устроило, мы получили первые деньги.
Конечно, неровные, нарисованные вручную цифры на часах ручной работы сами по себе не являются браком.
Для изделий ручной работы некая степень корявости норма... или нет?
Одна моя знакомая принципиально не покупает изделия ручной работы. "Пффф! Криворучки", - презрительно говорит она, когда проходит мимо рукодельниц в торговом центре. В её доме всё из Икеи и лучших дизайнерских домов Миланов, Ландонов и Парижев. Не буду её осуждать, это её личная позиция. Но совсем недавно она привезла из Лондона крутую дизайнерскую сумку за 17 тысяч фунтов.
Каково же было её удивление, когда она узнала, что эти сумки шьются вручную, то есть это та самая, презираемая ею ручная работа.
И каково же было моё удивление, когда, показав её дефект кожи на сгибе ручки, я услышал: "Но это же ручная работа, это круто!". Я скромно промолчал, хотя хотелось открыто сказать: "Вы уж определитесь, пожалуйста. Круто, что это ручная работа или косяк за полтора ляма".
И вот тут встаёт один очень важный вопрос: допустима неровность, корявость в рукоделии или нет?
Друзья нередко присылают на подарки ручной работы из-за рубежа. И очень часто на вещах, сделанных ненашенскими мастерами можно увидеть остатки клея, неровные края, нитки... Считается, что это признак ручной работы, это показатель того, что вещь сделана руками, а не машиной.
На одном из форумов, лет пять назад мастер по коже (с двадцатилетним стажем) выставил две сумки. Первая была дизайнерская, стоила как две мои почки (да ещё и не хватило бы), вторая его собственная - точная копия первой. В комментариях, среди гула восторженных голосов нашлись товарищи, которые сказали:
-Фуууу, у вас кожа не такая...
-Вот там строчка неровная...
-Молния кривая...
-Ручка короткая....
-Больше 30 долларов за неё не дам.
В конце концов, выждав более 7 тысяч комментариев, автор поста написал: "Прошу прощения, я специально сумки перепутал. Первая - моя, вторая - дизайнерская". Все знатоки и диванные эксперты сели в лужу.
На мой взгляд, если некоторые неровности и шероховатости создают художественный эффект, работают на визуальный образ, тогда они могут иметь место. Если же указанием на ручной труд пытаются прикрыть корявость рук, неумение или незнание технологии, откровенный брак, тогда... это печально.
А вы как считаете?
П.С. Прошу меня простить за то, что я перестал часто появляться в комментариях и отвечать на вопросы. Сложно совмещать мастерскую, Дзен, фото и видео, рекламу, два сайта, работу с почтой и корреспонденцией, детей и подработку. Обещаю после Нового года исправиться.
Мы также есть во ВКонтакте, в Одноклассниках.