Найти в Дзене
gonna_go

Путешествие по Терскому берегу. Часть 7. Тетрино

Дорога стала чуть лучше, поэтому мы быстро добрались до деревни Тетрино. Сперва заехали на местное кладбище - познакомиться с коренными поморскими жителями. Оно небольшое, большинство могил разрушило время, но основные родовые фамилии все же удалось прочитать: Елисеевы, Клещевы, Стрелковы. На подходе к деревне нас догнал местный дачник; слово за слово и он пригласил нас в гости на чай. Мы согласились, но перед этим заехали отовариться в местном магазине. Обычно в деревнях продуктовые магазины работают в среднем с 8 до 17-18 часов, а с 13 до 14 часов обед, но здесь все с точностью до наоборот: магазин открыт исключительно с 13 до 14 часов! Мы успели. С голодухи накупили все, на что упал взгляд: печенье, конфеты, молоко, тушенку, помидоры. Мы настолько одичали и оголодали, что спороли половину купленного, не отходя от магазина. Затем, немного снизив градус голодного безумия, отправились в обещанные гости. Хозяйка дома, Валентина Евгеньевна Елисеева, накормила нас отварной картошкой с жар

Дорога стала чуть лучше, поэтому мы быстро добрались до деревни Тетрино. Сперва заехали на местное кладбище - познакомиться с коренными поморскими жителями. Оно небольшое, большинство могил разрушило время, но основные родовые фамилии все же удалось прочитать: Елисеевы, Клещевы, Стрелковы. На подходе к деревне нас догнал местный дачник; слово за слово и он пригласил нас в гости на чай. Мы согласились, но перед этим заехали отовариться в местном магазине.

Обычно в деревнях продуктовые магазины работают в среднем с 8 до 17-18 часов, а с 13 до 14 часов обед, но здесь все с точностью до наоборот: магазин открыт исключительно с 13 до 14 часов! Мы успели. С голодухи накупили все, на что упал взгляд: печенье, конфеты, молоко, тушенку, помидоры. Мы настолько одичали и оголодали, что спороли половину купленного, не отходя от магазина. Затем, немного снизив градус голодного безумия, отправились в обещанные гости.

-2

Хозяйка дома, Валентина Евгеньевна Елисеева, накормила нас отварной картошкой с жареной рыбкой из лососевых, не помню точно какой: на тарелке лежало несколько видов, но было так вкусно! Валентина Евгеньевна, ее муж и сестра что-то вроде дачников, приезжают на лето в Тетрино. За столом нам рассказали, что Каменка, которая осталась позади, была засекреченной военной частью, и именно здесь впервые заметили шпионский самолет.

Каменка
Каменка

Пока я писала эти заметки, пыталась найти хоть что-то об этой части, но информации нет, и даже на картах вы Каменку не найдете, разве что на очень старых. Тем не менее, в Каменке и правда осталось много брошенных проржавевших бочек из под топлива, обломков железных коек, сгнившая сельскохозяйственная техника и остовы домов.

Каменка. Наша стоянка
Каменка. Наша стоянка

Поблагодарили за теплый прием Валентину Евгеньевну, ее семью, и отправились осматривать окрестности деревни Тетрино. Погода была солнечная, свет заливал побережье, а еще неподалеку пасся табун белоснежных диких Кузоменьских лошадей, удачно дополняя колорит местных ландшафтов. Они то подходили прямо к деревне, то перемещались вверх по крутому холму. На этот холм залезли и мы, чтобы оттуда сделать несколько фотографий.

-5

Несмотря на столь отдаленное местоположение, в Тетрино жизнь не остановилась: жители-дачники установили ветрогенераторы, восстановили церковь, да и те домики, что еще остались, не выглядели обветшалыми. Сюда изредка даже экскурсии доезжают.

Тетрино сверху. Последние велосипедисты были тут до нас года за полтора.
Тетрино сверху. Последние велосипедисты были тут до нас года за полтора.

В Тетрино ощущалось умиротворение, которого так не хватало на протяжении всего пути, но время шло, пора было двигаться дальше. Дорога еще какое-то время помучила нас песком, затем свернула немного в сторону от берега и плотной черноземной тропой повела через лесок.

-7
-8

На ночлег мы встали в изумительном месте, достойного стать открыткой. Только представьте: оранжево-розовое закатное солнце заполняло побережье объемным светом, на небольшом холмике над морем возвышалась одинокая тоня, а внизу накатывали барашки Белого моря.

Старые  карбасы украшают одинокий Терский берег.
Старые карбасы украшают одинокий Терский берег.

Не успев дойти до дома, мы заметили множество грибных шляпок, которые возвышались над карликовой растительностью. Побросали велосипеды и кинулись набирать грибы. Нажарили два котелка!

Огромные жирные грибы сопровождали нас всю дорогу. Было физически больно проезжать мимо таких красавцев без возможности набрать целое ведро!
Огромные жирные грибы сопровождали нас всю дорогу. Было физически больно проезжать мимо таких красавцев без возможности набрать целое ведро!

Тоня оказалась в отличнейшем состоянии, практически новая. Внутри была печь, 5-6 кроватей со старыми матрасами, газовая плита, книжная полка, посуда, чьи-то фотографии и радио, которое, вероятно, даже работало.

-11
-12